Previous Entry Share Next Entry
БУНИН
ангелочек
k_k_kloun
http://modernlib.ru/books/bunin_ivan_alekseevich/okayannie_dni/read
Наконец отважился перечитать "Окаянные дни". Впервые читал много лет тому назад, совсем позабыл, что в данном случае хорошо, удовольствие, по идее, должно быть больше от "незнакомого".
В реальности так не вышло. Тогда книга поразила "незнакомым Буниным", не тем, что в "Темных аллеях", холодным и четким.
Сегодня бросились в глаза практические моменты, например, необычайная скорость интеллигенции в пристраивании к новым порядком при полном не-видении происходящего, как это не парадоксально. Приспосабливаются не просыпаясь. Впечатление, впрочем, писатели и поэты производят неважное.
Много нытья на одну и ту же тему, прислуга от рук отбилась, тот-то был никем, стало министром, "как дела в нашем поместье", "как мы решились провести там лето 1917" и сборы, сборы, сборы для поездки туда, где безопасно.
Картины "ужаса- ужаса" с такими вставками: "поиграл на фисгармонии" приводит к глумливому хохоту.
Все простолюдины описываются как пришельцы с другой планеты.
Такого рода куски:

"9 февраля.
Вчера были у Б. Собралось порядочно народу – и все в один голос: немцы, слава Богу, продвигаются, взяли Смоленск и Бологое."

Не вызывает у меня, мягко говоря , сопереживания. Это если мягко.

Одно место, впрочем, понравилось:
"Вот зима 16 года в Васильевском:
Поздний вечер, сижу и читаю в кабинете, в старом спокойном кресле, в тепле и уюте, возле чудесной старой лампы. Входит Марья Петровна, подает измятый конверт из грязно-серой бумаги:
– Прибавить просит. Совсем бесстыжий стал народ.

Как всегда, на конверте ухарски написано лиловыми чернилами рукой измалковского телеграфиста: «Нарочному уплатить 70 копеек». И, как всегда, карандашом и очень грубо цифра семь исправлена на восемь, исправляет мальчишка этого самого «нарочного», то есть измалковской бабы Махоточки, которая возит нам телеграммы. Встаю и иду через темную гостиную и темную залу в прихожую. В прихожей, распространяя крепкий запах овчинного полушубка, смешанный с запахом избы, стоит закутанная заиндевевшей шалью, с кнутом в руке, небольшая баба.
– Махоточка, опять приписала за доставку? И еще прибавить просишь?
– Барин, – отвечает Махоточка, деревянным с морозу голосом, – ты глянь, дорога-то какая. Ухаб на ухабе. Всю душу выбило. Опять же стыдь, мороз, коленки с пару зашлись. Ведь двадцать верст туда и назад…
С укоризной качаю головой, потом сую Махоточке рубль. Проходя назад по гостиной, смотрю в окна: ледяная месячная ночь так и сияет на снежном дворе. И тотчас же представляется необозримое светлое поле, блестящая ухабистая дорога, промерзлые розвальни, стукающие по ней, мелко бегущая бокастая лошаденка, вся обросшая изморозью, с крупными, серыми от изморози ресницами… О чем думает Махоточка, сжавшись от холоду и огненного ветра, привалившись боком в угол передка?
В кабинете разрываю телеграмму: «Вместе со всей Стрельной пьем славу и гордость русской литературы!» Вот из-за чего двадцать верст стукалась Махоточка по ухабам."


Вообще же чтение оставляет главным впечатлением ужасающую нервность Бунина, прирожденную и еще вытренированную строгим комфортом, "покойными" креслами, и поневоле приходит на ум рассказ Чехова "Ряженые" с заключительным отрывком:
"А вот стоит нарядившийся ТАЛАНТОМ. Он сосредоточен, нахмурен и лаконичен. Не мешайте ему: думает или наблюдает. Раскусить его, что он за птица, трудно, потому что он редко снисходит до откровенности. Обыкновенно он не разборчив, но, (встретив) где-нибудь в ресторане или на вечере благоговеющего перед талантами юнца, он постарается выложить всю свою "программу": всё на этом свете не годится, всё испошлилось, изгадилось, продалось, истрепалось; если человечеству угодно спастись, то оно должно поступать вот этак, не иначе. Тургенев, по его мнению, хорош, но... Толстой тоже хорош, но... Говоря же о своей "программе", он никогда не прибавляет этого "но". Все его не понимают, все подставляют ему ножку, но, тем не менее, он всюду сует свой нос, всюду нюхает, везде вертится, как чёрт перед заутреней. Его выносят, не гонят, потому что на безрыбье и рак рыба и потому, что в России до конца дней можно быть "начинающим и подающим надежды". Своей работе он придает громадное значение и потому бережет себя, как зеницу ока. Он не пьет, часто ездит лечиться и оберегает себя строгим комфортом. Дома, когда он сидит у себя в кабинете и творит "новое слово", все ходят на цыпочках. Храни бог, если в кабинете не 15 градусов, если за дверью звякнет блюдечко или запищит ребенок - он схватит себя за волосы и грудным голосом скажет: "Пррроклятие... Нечего сказать, хороша жизнь писательская!" Когда он пишет, он священнодействует: морщит лоб, кусает перо, пыхтит, сопит, то и дело зачеркивает... Чтобы выжать из мозгов мысль, остроту, удачное сравнение, он пускает в дело пресс в сорок лошадиных сил; чтобы быть реальным, художественным, он тянется к аршину, фотографии, манекенам. Работает он только для искусства... Впрочем, если г. Вольфу угодно будет предложить ему заказ в 10 листов по 300 руб. за лист, то он возблагодарит создателя... Вероятно, вы его уже узнали...
Это - ГУСЬ ЛАПЧАТЫЙ."

ПС. В каком-то смысле Бунин удивительно современен в своем психическом устройстве. Современному человеку очень нравится думать о том, что если война, то он уедет в деревню или залезет в погреб. Но он совершенно не представляет, как его психика отреагирует на лишение комфорта, поездок к Египет, остановки метро и пр.
Всем представляется, что в погребе тоже есть Египет и метро.

Бунину дважды (1903 год, 1909 год) присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.
Та же статья утверждает, что лучшие свои произведения он создал уже в эмиграции.
За что же академиком выбрали?
Видимо, по совокупности заслуг.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Впрочем, это меркнет перед последующим:
"Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Получив денежное вознаграждение за премию, Иван Бунин потратил 120 тысяч франков на помощь литераторам и просто эмигрантам".

Описание творческого наследия Бунина в Википедии занимает
10 строчек. Причем некоторые из них посвящены ОДНОМУ рассказу.
Кем же был на самом деле великий человек?

"Вторую мировую войну (с октября 1939 года по 1945 год) провёл на съёмной вилле «Жаннет» в Грасе (департамент Приморские Альпы). На этой вилле писатель и его супруга прятали по меньшей мере трёх евреев. В 2015 году Иван Бунин стал кандидатом на получение посмертно звания Праведник мира[7]"

  • 1
я недавно прочла.
и тоже подумала про вечный ной. но посмотрела - ему было тогда 47 лет лет. и наверное, он хотел каждый день мыть волосы и чтоб кто-то стирал его вещи часто.
понятно, что в условиях тогдашней гражданской это было не всегда осуществимо

еще математики - как же он боялся, что его пристрелят! а я посмотрела и посчитала, что после он прожил 30 лет и три года.
в париже.
и еще - он пугался винтовочных выстрелов. чтоб сказал бунин на ГРАД?

Написал бы цикл стихотворений и поразмыслил, есть ли маза отхватить премию на литературном конкурсе Справедливой России.

Обычно в 47 лет хотят купить байк и жениться на студентке. А вещи обычно сразу новые покупают в секонд-хэнде.
Я думаю, баня была где-то неподалеку от фисгармонии.

  • 1
?

Log in