Share Next Entry
БОРИС И АРКАДИЙ, КОТОРЫХ МЫ ПОТЕРЯЛИ.
ангелочек
k_k_kloun
Почти все советские и постсоветские писатели - это авторы одной-двух книг, которые можно читать и за нее любить автров. Например Ильф и Петров в разъяснениях не нуждаются . Можно отметить, что авторская судьба после создания бестселлера развивается по-разному ( отметим, что бестселлер- это не обязательно первая по счету книга, которая выходит у автора). Учтем тот факт, что при советской власти невозможно было стать писателем, не будучи членом Союза писателей , то есть вне сотрудничества с госадминистрацией. Этот факт не изменился. Видные российские и украинские писатели - не волки-одиночки, а части хорошо работающей системы, небезотносительной к государственной политике и основным политическим интересам своей страны. Финансовые и юридические отношения с издательствами, в свою очередь, не подвешены в воздухе, поскольку издатели не-независимы.(Хотя этот факт и не озвучивается ежесекундно) напротив, читателей убеждают в том, что одно дело власть, другое - бизнес Одно дело политика, другое - литература. Тем не менее Сорокин не меньше Шолохова просто обязан придерживаться генеральной линии партии. Изменилась только партия. И линия. Одних писателей это приводит к молчанию. Так, Шолохов изрыгнул всего два крупных произведения и всю жизнь существовал на дивиденты с них. Другие не отказываются продолжать размножение. Однако не нужно быть утонченным эстетом, чтобы найти различия в сборнике "Первый субботник" и последующих больших вещах Сорокина. Не буду разжевывать.
Все это предисловие понадобилось мне, чтобы сообщить: у Стругацких тоже есть книга живая, веселая, умная и незаидеолигизированная "космо-масонскими вопросами" выше всякой меры. Речь идет о повести "Понедельник начинается в субботу". Несмотря на то, что в книге есть сказочные обстоятельства, даны они скорее пунктиром. И потом, это действительно сказка, веселая и занятная. Тогда как все остальные произведения уже на сказку не тянут. Это скорее "философские притчи" ( от одного этого словосочетания зубы сводит).Приблизительно та же пропорция в качестве и количестве прозы наблюдается у других советских и постсоветских писателей, которые приняли условия сотрудничества с администрацией. Условия сотрудничства просты:
Писатель пишет "нужные книги" ( не отклоняясь от намеченного им жанра. Допустим, фэнтэзи.) А администация, со своей стороны обеспечивает ему более чем пристойную земную жизнь. Деньги, слава, тиражи, поклонницы, интервью, туры.Однако книги принимаются госкомиссией лишь в том случае, если через них внедряются нужные,заказанные идеи.
В свое время один известный в наши дни духовный авторитет обвинял правительство царской России за то, что оно не взяло на службу ряд писателей. Отчего они озлобились, а могли бы повернуть идейную жизнь страны на 180 градусов. Если бы их подписать "по-умненькому". Не знаю, можно ли было бы взять в руки произведения Льва Толстого, если бы он пошел на сотрудничество с администрацией царской России.
Но зато отчетливо вижу что на пользу более сговорчивым гражданам, точнее, на пользу их произведениям это не пошло.Здесь мне зададут вопрос:
-Да с чего вы взяли, что машинку Стргацких, когда они писали "Гадкие лебеди" направляла рука администрации советской, американской или израйльской ( или всех сразу одновременно)?
Да я с того я взял, что перевидел много "заказухи". Как, собственно, и вы сами."Заказуха" - это текст, где нужно протащить определенные мысли так, чтобы они и ребенку были видны. ( Ну и заказчику, конечно). Эзопов язык не исключается, потому что его и ребенок понимает.
Чем принципиально отлчается "Понедельник" от всех остальных книг Б. и А.?
Генеральная идея всех книг кроме "Пон.":
Мир-дерьмо. Неважно, почему он таков. То ли планета недоразвитая. То ли пришельцы подгадили. То ли в результате экспериментов постоянно льет дождь. Не важен метод, важен результат. Читателя с первых строк погружают в канализацию и постоянно подводят к мысли, что, в сущности, это роман - о его жизни. А метафоры- для отвода глаз.
Сюжеты вполне примитивны. Герои - манекны. Вторая мысль, к которой подводят: Дерьму нет и не будет конца. Утешайся тем, что в нем есть ты и твои любимые авторы. Жди выхода следующей книги.
В "Понедельнике" мир дерьмом не был. Он был радостен и светел. Присутствовали какие-то гоблины, но в разумных пропорциях. Так что зло не представало предвечным и тотальным. Его можно было победить.
Мир тотального и всеобщего зла - это мир антихриста.Уныние - один из главных грехов христианина. Произведение о мире, где всегда идет дождь и зло победить нельзя, потому что все зло, актуализует в читателе опеделенные регистры. Те же, котрые акуализуются при употреблении наркотитков. Эффект не впечатляет,но с первого раза возникает стремление возобновить прием. Это мир дна и вся его прелесть в том, что дальше падать некуда, а значит, уже можно ничего не бояться.
Никто нкогда не подсчитывал, сколько читателей и поклонников Стругацких социально деградировали. Сколько утратили представление о цели и смысле жизни ( это слишком размытый вопрос для научного исследования). Сколько - просто не поднялись на социальной лестнице ни на сантиметр. Стремясь лишь к одному - чтобы их оставили в покое и они могли собирать билиотеку произведений Стругацких и вновь и вновь погружаться в книгу о том. что все - дерьмо.
Не буду проговарить, кто может заключить с писателями договор на производство таких книг. Тем более - зачем это нужно. Человек-овощ удобен. Тот, кто убежден, что злу нет конца, как минимум не будет бороться со злом, а как максимум, быстро возьмет его сторону, потому что другой строны в его представлении просто не существует.

  • 1
Даже думать о них тяжело.
ПНВС - в юности можно читать.

Знаю десяток человек, которые подсели на Стргацких еще в 70-е. Скзать, что они неудачники - вообще ничего не сказать. Невозможно отмахнуться от мысли, что это не случайное совпадение.

Не, не знаю таковых.
Вообще не люблю "фантастику".
Мало читал.

Американская раньше была неплохая. Не вся,но местами. Советская значительно хуже. Современая российская хуже, чем бывшая амерканская, но лучше, чем советская.Фантастику лучше всего у камина читать. В кресле-качалке. ( Я так на пробовал, но мне кажется). Или в детстве.

а вот я никогда Стругацких не любил сильно, и читал однажды только "Понедельник начинается в субботу". Остальное показалось просто скушным.

Уныло чуть более чем полностью. Льет дождь. Какие-то мокрецы одолевают жителей... Русским писателям ообще не в падлу писать уныло. И снова, об этом есть у Чехова:
"-Когда я прихожу к издателю, он говорит, что опубликовать это нельзя, потому что очень длинно и скучно.
-Да. -говорю я. ( герой рассказа). Но зато ЧЕСТНО!!"
На этом они все стоят.Гражданская позиция, соцальный рок... песни протеста...

> Учтем тот факт, что при советской власти невозможно было стать писателем, не будучи членом Союза писателей , то есть вне сотрудничества с госадминистрацией.

в августе 44го

Недавно переоткрыл для себя и широкой общественности, что автор героической симфонии Шостакович провел блокаду вовсе не в Ленинграде. А в Ташкенте.
Берегли их, поэтов, писателей, режиссеров, композиторов. Полагали, что ценность представляют огромную, большую , чем безымянные миллионы.
И потом не забывали об этом всем напоминать.

ответил внизу

?

причем тут "берегли"?

Богомолов, автор нескольких изданных книг, сценариев к 4м успешным фильмам, никогда (ни в советское, ни в пост-советское время) в СП НЕ СОСТОЯЛ

А чем этот человек вам дорог?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account