k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Всякие лихие

https://gorky.media/reviews/stepnoj-polk/
На "эстетике 90-х", "мира в котором лишнего ничего нет и не надо" ( разумеется, кроме чистой идеи, притом она существует в широком спектре от коммунизма до "казацкой воли", а от казацкой воли, грубо говоря, к простому обогащению), кроме Луцыка и Саморядова прокачались явным образом такие авторы, как, например, Жадан, а в неочевидном виде она существует даже у Звягинцева.
Вопрос ведь не в том, что способность и тяга к цивилизации- это то, что для героя существуют тонкие особенности одежды, и одних названий ресторанов он держит в уме три сотни, градуируя их по сотне признаков, "в одном можно поесть хорошие суши", в другом нельзя и пр.

Вопрос в том, что можно быть свиньей или даже плесенью (тут подразумевается не моральная сторона дела, а лишь отсутствие поведенческих выборов), зная про эти рестораны, про цены на часы и машины, дорожа присутствием в своей жизни особенных ресторанов, часов и машин и нервно опасаясь истощения " мира часов" Впрочем, тут, конечно, вопрос в совокупности генеральных аффектов. При достижении суммы привязанностей к цивилизации критического числа русский рассказ или роман становятся просто- напросто рассказом или романом французским, даже если автор пишет на русском языке.
Последний раз о мире, где сумма цивилизационных примет и привязанность к ним героя еще не мешает ему быть русским, писал Толстой.
Бунин писал о таком мире уже во Франции, поэтому конечно, "Темные аллеи" - французские рассказы. Да и то в них пропорция цивилизации и "космического ветра" 50: 50. Предполагается что это влияние "изгнанничества".
Ну, как сказать.
После 1917 все постепенно шло к тому ( с точки зрения литературы), что человеку принадлежит только собственное тело, и дурак любой, кто думает иначе. И опять же, не ради морализаторства, а в неявном виде. Какой-бы сюжет и сумму примет не строил русскоязычный автор, за всем маячило, что все это пустое, что в руках у героя хлам, не больше, и надо бежать, бежать, спасая то единственное, что есть. А кто сам не побежит, того унесет ветром. Как вариант: остаться можно, чтобы развлечь себя священной войной. Но в ней все проиграют.
В 60-х годах у советских писателей уже был нарощен мускул буржуазности, например, Трифонов. Но все это было ненадежно, мелко, истерично, как все эти борения за квадратные метры, очередь за торшерами...
С торшером против космического ветра, ага.
На этой дрожащей истерической ноте буржуазность, сытость, благополучие просуществовала в прозе русскоязычных авторов по сей день, даже в романах и повестях о жизни олигархов и хипстеров. За всеми этими приобретениями героя стоит тень космического ветра, который может все это снести вмиг и выбор лишь в том, чтобы либо цепляться за это все зубами, либо просто не привыкать.
Однако, уверенная буржуазность- это не только количество нулей на счету и непробиваемость стен особняка. Но в куда большей степени - способ взаимоотношений между героями, темы, на которые они говорят, их обеспокоенности.
И в этом смысле дистанция между героями Толстого и современного романа измеряется парсеками.
Например, потому что Анна Каренина любит Вронского не только за то, что он " живет на Рублевке" и развитие отношений полагает не в том, чтобы он " записал на нее домик".
с другой стороны - трудно представить себе Вронского, который рассказывает друзьям, сколько заплатил за новый хронометр, или борется за звание успешного человека историями про то, сколько раз за год обращался к услугам туроператоров.
Subscribe

  • Любовь и на ручки

    Даже если мужчина вчера дембельнулся и ничем видимым не обременен – он уже несет бетонную плиту своей собственной жизни, и больше ему на себя не…

  • (no subject)

    Гипотетическая ценность времени как ресурса в пространстве буржуазного мышления совершенно просто представлена формулой " время - деньги". Конкретно…

  • О структуре травмы

    Советская травма колбасой, очередями и туалетной бумагой школьной формой, которая в день Х вообще привела даму к смене гражданства ( на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments