k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Category:

ОТЦЫ, ДЕТИ И ЗОМБИ-РИТУАЛ

http://blackabbat.livejournal.com/331521.html
Умертвить главного героя книги в ее конце вообще и потому что он тебе не нравится и "заслужил гибель" - совершенно избитый ход в работе литератора. То, что сейчас это редко практикуется, свидетельствует лишь о том, что литераторы теперь "брезгуют" многими простыми приемами своего занятия, как, впрочем, и взглядом на свое занятие, как на ремесло.
Этот прием- часть более общих дидактических задач, которые налагали на себя не одни только русские литераторы. Литература старого и нового времени, конечно, была разновидностью проповеди, усложненной за счет занимательности, но, конечно же, добродетель в романе должна была быть вознаграждена, а порок наказан.
(Маркиз да Сад действовал, вроде бы, наоборот, но, положим, это тот же прием, только отзеркаленный. В жизни многое остается без последствий, без наказания и без вознаграждения. В сущности, почти все.)
Тургенев не пытается скрывать, что Базаров ему противен.( А Кирсановы - милы, и даже Одинцова исторгает из него множество лайков).
В наше время Тургенев мог бы преуспеть на почве политической журналистики, живописуя достоинства "своих" и вкусненько подавая отвратительные особенности представителей враждебного лагеря, но увы, были Тургеневы, да все вышли, потому что, хотя и замочил Иван Сергеевич Базарова в книге, а в жизни Базаров ( да и Кукшина) выжили, дали большое потомство, а Кирсановых что-то не видать даже в подзорную трубу.
Литература- это не одна только проповедь, но и предупреждение, и вообще все, что угодно. Хотя отдельный писатель , конечно, не обязан волочить все мыслимые миссии, вытекающие их этого занятия, потому что вообще никому ничего не должен и подчас пишет для собственного удовольствия, убивая на страницах романа тех, кто ему не нравится.
Тургенев- не пророк, а всего лишь талантливый человек из приличного общества. Убил Базарова в книге, в землю закопал и уехал в Баден-Баден с счастливой мыслью, что на его-то век хватит ( был прав, на его век хватило).
Меж тем продолжение романа напрашивается.
Закопанный Базаров откапывается, наливается потусторонними соками и доживает ( беспрерывно размножаясь) до 1917 года и далее.
Тургенев уже культурно отошел в мир иной и об этом не знает. Кирсановы частично успели эмигрировать, а частично остались на родине и им предстоит лишенная приятности встреча с зомби Базаровым и его многочисленными потомками.
Что дальше- общеизвестно.

Внимание автора исходного поста к несостоявшейся связи Одинцовой и Базарова, я , пожалуй, разделяю, поскольку эпизод играет роль высшей точки напряжения в архитектонике романа и после него все идет к развязке и , кажется, жизненная сила Базарова иссякает, чтобы, в конце концов, покинуть его окончательно.
Что само по себе удивительно, потому что не припомню никакого другого большого литературного произведения, где несостоявшееся соитие героев играло бы сколь -нибудь важную роль, а некоторые авторитеты считают такое произведение невозможным. Как видим, оно возможно.
( Вопрос лишь в том, являются ли " Отцы и дети" большим литературным произведением).
В алхимии понятию "свадьба" приписывается значение ожидаемой химической реакции двух элементов, последствия которой могут быть колоссальны. Несмотря на то, что в литературе- большой и малой- герои беспрерывно женятся ( не женятся) или просто совокупляются ( не совокупляются), далеко не все авторы способны выжать их этого события или его ожидания максимум энергии, за счет которой произведение будет жить долго и войдет во все хрестоматии.
Исключение обычно бывает у авторов, которые положили совокупление в основании своего литературного космоса ( Генри Миллер, например)
(Кого-то эта мысль несказанно удивит, поскольку 50 процентов беллетристики построены вокруг любовной линии, правильно, любовной, и это слово не случайно, а несет огромную нагрузку, смысл которой и в жизни и в литературе многими уже утрачен, при сохранении понимания "совокупления" и "женитьбы". В некотором роде, это тоже победа идей Базарова, причем глобальная.)

Повторюсь, трудно припомнить еще одного литературного героя, которого покинула бы жизненная сила из-за того, что он не совокупился с определенной самкой. Что, конечно, заставляет нас подумать о том, насколько глубок был интерес Ивана Сергеевича к алхимии, и усмотреть в этой истории емкий символ. ( А может быть, всего лишь отсылки к его собственной биографии).
blackabbat довольно определенно объясняет, какого рода символ усматривает в этом несостоявшемся событии он сам.
Я же интерпретировал бы всю партитуру произведения как сочетание дидактики, потешности ( в хорошем смысле слова) и нечаянной ноты автобиографии. Короче говоря:
"Негодяи, вторгшиеся в приличное общество, были удалены и померли от огорчения. Баден- Баден не пострадал и туда можно поехать на воды и побыть в приличном обществе. Но алхимическая Одинцова может отказать всем, не только Базарову, но и Тургеневу, что само по себе неприятно и лишает культурную жизнь того конечного смысла, ради которой она и устроена."*
В этом смысле Бунин устроился лучше, потому что в " Темных аллеях" поимел абсолютно всех.
Роднит же его с Тургеневым незнание о том, что помирают обычно не от отказа Одинцовых, а от того, что скорая помощь не может доехать в глухой угол поселения, сто лет назад отжатого Базаровыми у Кирсановых. Или от недостаточной пищи, которая не столь насыщает, скроль медленно разрушает субъекта.
До этого знания они просто не дожили, и в этом им повезло.

*Культурный человек, имеющий шаговый доступ к музеям, ванным комнатам, книгам, опере может невыносимо страдать от открытия, что он всего лишь ничтожный потребитель, неспособный ни на что значительное не потому, что его туда не пускают по фейс- контролю, а просто господь не дал. Явление это временное и закончится как только остатки воображения и поиска недосягаемого в современном человеке будут окончательно вытеснены самодовольством и представлением о том, что дефицит денег - это единственный возможный дефицит.
А недостаток значительного в жизни вполне можно возместить парашютными прыжками.

О том, что такое культура- дорога к Шамбале или "триста видов колбасы для двуногого бесперого млекопитающего" можно спорить вечно. К сожалению, Тургенев полагал, что первое, и это легко доказать, и разочарование оттого, что сколько не говори " Баден-Баден" Шамбалы больше не станет, не смог вытеснить вполне.
Нынешним этого не понять и это ими даже не считывается в произведениях Тургенева, в искренней вере, что " уж у кого-кого, а у Ивана Сергеевича все было просто зашибись".

Небесполезно ознакомиться:
http://elibrary.ru/item.asp?id=28407085

У великих писателей много чего зашифировано порой в бесхитростных историях. И всегда стоит задать себе вопрос: а точно ли есть ключ?
Subscribe

  • (no subject)

    МОСКВА, 30 мар — РИА Новости. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предупредил премьер-министра России Михаила Мишустина о…

  • Зона уверенного

    Василий Ширяев недавно рассказывал, что воспринимать русских с точки зрения их менталитета как крестьян- ошибочно, поскольку в большей своей части…

  • Слава радио

    Которое, в отличие от ТВ и Яндекса обстоятельно знакомит слушателей с новостью недели: "Данный контейнеровоз является одним из крупнейших в мире,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments