k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Categories:

обыватели

"Русские не могут просто жить, им нужно что-то большее, поиски Истины, Мировой Справедливости и пр. Поэтому их книги о любви читать невозможно. Им это неинтересно и они в этом ничего не понимают" ( с).

"Кем я хотел бы быть? Обывателем" ( Дм. Галковский.)


Кстати, все, что умеет делать наш герой, это только читать и писать. Посадило его на станцию правительство – ничего не делать, получать жалование и... да, конечно же, рефлексировать. Европеец бы на полустанке разбил цветочный садик, выгуливал по периметру свою фрау, ездил на велосипеде на другой полустаночек раз в месяц к другой фрау, ждал пенсию, и плакал от счастья. "Привалило". Мятущемуся русскому, который ничего не умеет, и проблему скрытой безработицы которого решило правительство - причем пристойно, с сохранением лица - мало. Он еще и недоволен.

( Владимир Лорченков о рассказе Чехова " Шампанское")
"Большевики ненавидели быт, " мещанство")


Сейчас не буду о том, любят ли сами русские быт и "мещанство". И столь ли уж оригинально ( и неисполнимо в России) желание Галковского быть простым обывателем.
Вопрос в том, что в наши дни все мещанство возможно и для всех, сверзу донизу, оптимально и, чего уж там, осуществимо. В том или ином объеме. Товарного дефицита нет, квартиру, дачу, шале, лодку, доходный дом можно купить в кредит или за наличные. И " обываться" с утра до вечера, причем, я полагаю, что поиск добра, истины и справедливости многие прекрасно вмонитровали в мещанство, и борются за них с собственного компьютера в уютной мещанской квартире.
Проблема только в том, что обыватель- это не синомин скарабея, который всю свою жизнь только и занят тем, что волочет в свою нору разные полезные и питательные вещи. Существование его в норме не распято на кресте " холодильника и телевизора".
Как это не прискорбно, слово " обыватель" является однокоренным слову " бытие".
Рассуждая об абсурдности поведения героя рассказа " Шампанское" ( и о том, что европеец так бы не сделал) Лорченков, например, упускает как малосущественный тот факт, что действие рассказа происходит в степи, где на двадцать верст нет ни одного человека. И тут же предполагает, что европеец этим не смутился бы, и обжил бы свой полустанок ( и двадцать верст окрестности) самым прекрасным образом.
Я очень в этом сомнваюсь и со своей стороны предполагаю, что "европеец" на почве сенсорного голода не выдержал бы значтельно раньше, чем герой Чехова, и рассказ кончился бы не эротическим приключением ( и далее по всем пунктам нашей необъятной родины), а, например, как у Стивена Кинга.
"Обывать" это ведь не просто перетаскивать в свою норку продукты и предметы.
Обывать- это осваивать внешний мир по мере возможного и интегрировать его со своим приватным.
Можно ли " по европейски" интегрировать в свое бытие десять тысяча гектаров безлюдной степи?
Свойственно ли это обывателю, привычно и нормально?
Обыватель "по-европейски" едва ли возможен в степи ( пусть даже и при синекуре). Или, точнее сказать, это будет обыватель специфического, едва ли вполне европейского типа.
.....

Затем этот принцип жизни, выработанный в степи, переносится в условия, например, густонаселенного города. В результате местный обыватель живет, " беспрерывно отстреливаясь" от врагов очевидных или вымышленных, потому что для него город- это тоже степь со всеми ее приметами.
В некоторой степени это наполняет и структурирует жизнь, хотя и придает ей специфическое измерение.
99 процентов публичных высказваний наших людей на любую тему - это высказывания о борьбе.

Предполагаемая эмоциональная доминанта нормального обывателя- это покой, удовлетворение. Проистекают они от соответствия его жизни очевидной "норме". Наделенный покоем и удовлетворением, обыватель развивается по направлению к некоему эволюционному идеалу. Он читает книги, интересуется новинками культуры, почти не вникает в политику.

До какой степени нашего обывателя можно назвать спокойным и удовлетворенным? 0, 00001 процент.

Вместе с тем уже выведена женская разновидность " европейца". Как то: дама, работающая домохозяйкой, и редко бывающая за пределами своей квартиры. ( Вариант: домохозяйка, чьи порывы из дому, даже в магазин, получают негативные санкции от ее супруга). И тот и другой вариант считаются вполне нормативными на том удивительном основании, что субъекты рассматривают свое существование как успешное и вполне им удовлетворены ( а есть и те, кто им завидует и хочет оказаться на их месте). Несомненно, есть и некоторое количество лиц мужского пола, которые так живут и хотели бы жить.
Вылазки предпринимаются не столь в клубы, сколь сразу, например, на Таити, где тоже есть дом и пляж ( и из него выходят редко) . У субъектов ведущих такую жизнь, завистников и желающих им подражать оказывается на порядки больше.

В норме обыватель существует по отношению к внешнему миру не в режиме " сижу в крепости, отстреливаюсь через амбразуру, выйдя, перемещаюсь короткими перебежками, не прекращая отстреливаться".
У него обширная сеть конструктивных коммуникаций, деятельная жизнь, связанная с работой, хобби, дружбой, любовными отношениями. Без стремления все это либо сократить, либо укомплектовать с перемещением на пространство своего хоума. Нормальный обыватель не понимает, почему любовная связь всегда с максимально возможной скоростью должна быть утрамбована в формат совместного проживания или брака. Наш человек- женщина не понимает, что дистантная любовная связь может быть источником удовольствия и самоценна. Долгое время фильм " Зимняя вишня" считался эталонным кино про любовь. Женщины пересматривали его по многу раз, плакали. Меж тем весь сюжет фильма заключается в том, что героиня прессует своего любовника насчет развода и брака с ней , наконец выходит за человека, которого она знает полчаса, но зато он представитель дипмиссии, и это воспринимается зрителями как очень хороший результат. Победа света над мраком, так сказать.
Так что очень сомневаюсь в тезисе, что наши люди в свей массе превратились в обывателей.
Они все же скорее "бойцы". Но вопрос того, за что они ведут бой, несомненно указывает, что предмет борьбы - это далеко не всегда непременно Мировая Гармония или Справедливость.
С чем сами бойцы, скорее всего, не согласятся, поскольку им повседневность зачастую предстают в пафосном освещении Абсолютного. Вопрос о цене польских яблок, например, - это всегда вопрос Жизни и Смерти. Истины и Красоты. Добра и Зла.
И каждый пост о способе жарить картошку или отчет о просмотренном фильме выглядит как декларация. И должен быть зачитан вслух если не с трибуны, то несомненно, с табуретки.
Поскольку живя в степи нужно двое суток проехать на лошади, чтобы с кем-нибудь поговорить или, как вариант, кричать так громко, чтобы наверняка было слышно собеседнику, живущему на том краю.

Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments