k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

ШАЛАМОВ И ДРУГИЕ

https://kosarex.livejournal.com/3130567.html

"Варлам Шаламов уже был писателем с опубликованными рассказами в 1936 году, а схватили его в январе 1937 года. Глядя на то, как пытаются травить не только меня, понимаю, что я и масса иных писателей тоже получили бы на свой адрес массу доносов с требованием расстрелять или посадить в тюрьму. Дальше, когда он вышел из тюрьмы, он автоматически попадал под травлю как человек, который мог сообразить и обнародовать, кто и как мог написать на него доносы, потребовать проверки и так далее. Я уже писал, почему убили Есенина - приехал в Ленинград избираться на место главы союза писателей Ленинграда. Есенина убили, а потом убили его сына и ряд иных родственников, поскольку вычислить, кто когда и как убил Есенина было довольно просто, особенно, пока жила наводчица убийц на Есенина - Анна Ахматова.

Хотя Шаламов был очень удобен в борьбе с Солженицыным, мол, есть у нас писатель покруче Солженицына, сам Варлам Шаламов, однако, от нищеты и преследований Варлама Шаламова не спасло ни то, что он не говорил прямо и косвенно, что его посадили как конкурента в борьбе за литературное бабло, ни то, что он избегал обобщений, за которые ненавидели Солженицына. Кстати, и Мандельштама зажимали, а потом ликвидировали не за сложности характера, этим в писательской среде не удивишь, а за талант.

В целом механизм работы наших пейсателей весьма понятен. Есть присосавшиеся к баблу. У них страх конкуренции. Давят как могут любые потенциальные таланты. Я уже писал про историю с лучшим поэтом 2016 года по версии Союза Писателей Дмитрием Лучиным. Скандал возник, когда Дмитрий убил киянкой собутыльницу и пробил её голову и сожрал её мозг. Однако, это издержки производства, ведь Лучин был бездарным и крайне мало читаемым поэтом. На стихи.ру, когда я заглянул туда уже после его посадки, было в прошлом году только 6 тысяч с чем-то посещений. Это вам не сотни тысяч у некоторых читаемых поэтов, где посещаемость ниже, чем на проза.ру. То есть бездари сознательно продвигают ещё больших бездарей. В условиях 1937 года, естественно, использовались куда более крутые методы. Впрочем, и тогда использовались мягкие методы, а не только жесткие. Например, Хармса задвигали вниз так, что он толком не печатался, а нищенствовал и голодал. Посадили его только в 1941 году, поскольку советские "светила" сбежали в эвакуацию сытно жить и печататься, а Хармса бросили.

Проблема любого, пытающегося обойти острые углы и скандалы в советском и ныне российском обществе в том, что уклонение от разоблачений и скандалов не спасает. Всё равно страхи в стиле - вдруг он узнает, вдруг он догадается, продолжают работать. Вдобавок, Шаламов не мог не знать целую плеяду стукачей, бывших на подкорме у администрации лагерей и сделавших потом карьеру после амнистии. Часто эта карьера сочеталась со стукачеством для КГБ, то есть занятием привычным ещё по пребыванию в лагерях. Мы просто боимся сказать, что у Варлама Шаламова не могло не быть личных недоброжелателей, которые на словах приветствовали его работу, а на деле всячески исподтишка мешали ему, не давали получить достойные гонорары и хотели его просто сгнобить.

Ирония судьбы в том, что Андропов нуждался в Шаламове как в доказательстве исправления от прошлых пороков, либерализации системы. Но сама логика травли писателей писателями во имя бабла и социального положения, логика контроля писателей через КГБ и взаимосвязанных с этим интриг, стукачества и страхов перед разоблачением стукачества привела к прямо противоположному результату. Система не дала писателю нужных денег, необходимых, чтобы система была уверена в управляемости Шаламова, система стала гнобить писателя за то, что не обеспечила ему условия, необходимые ей для ощущения доверия к Шаламову, далее насильственная отправка писателя в интернат для престарелых под надзор вместо выделения соцработника для помощи и заодно стукачества на Шаламова, а затем страх перед последствиями собственных деяний заставил посадить Шаламова в психушку и де факто ликвидировать.

Короче, правило для талантов в России довольно просто - ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Шаламов ничего не выиграл оттого, что не разоблачил стукачей, которые его боялись. Есенина же не спасло от убийства даже очень высокое партийное покровительство. Что Есенин? Даже Горького не спасло личное покровительство Сталина. А уж как Горький всех боялся! Как всем льстил, пускал слезу при чтении чужих бездарных романов и старался никого не обидеть! Даже стоя на одной ноге, выжить в гадюшнике очень сложно, если вдруг тебя исключат из числа нормальных гадюк.
"

Можно сказать проще: " При социализме никаких гениев не будет, их еще в шестом классе уничтожит школьный коллектив".
Впрочем, методы борьбы с чем-то, имеющим структуру и смысл, куда более разнообразны, среди них есть и вполне гуманные, когда человека убивают не сразу и легко подвести под это обоснование, что это делается в интересах бизнеса или общего блага . Или не подводить вообще.
История, например, не из жизни писателей.
Фотохудожник, Н. в борьбе за качество фотографирования моделей, однажды уверовал, что, поскольку достиг в этом определенных высот, то может диктовать агенству свои условия оплаты, а если не выйдет, то он просто оттуда уйдет, и такого, как он , там уже не найдут.
Когда он изложил мне эти доводы, я задал ему простой вопрос: "А директор агенства отличает снимок высокого качество от обыкновенного?"
Ответ был очевиден.
Чтобы у талантов, гениев, мастеров высокого класса был хоть призрачный шанс, люди, от которых что-то зависит , должны уметь отличать хорошее от плохого, а затем и хотеть и мочь поддержать того, кто лучше.
Бывает, что они и могут и хотят.**
Но , увы, часто просто не отличают.
И, например, если некий начальник или спонсор желает поощрять " культуру", то ему довольно все равно, какой список на премию подмахнуть, тот, где стоит фамилия Прилепина или Пушкина. Сам же список формируется на уровне " цеха". А в цехе в большой цене достоинства, отличные от литературных.
Можно сказать что вся надежда на прямых потребителей. Уж они-то отличат Толстого от Шаргунова.
Надежда же, разумеется, умирает последней.
Но все эти доводы ничто перед не менее очевидным: на сегодняшний день образовалось значимое число людей, которым требуется качество в области производства автомобилей и айфонов. Но сталкиваясь с ним, например, в области культуры, они испытывают недоумение и агрессию.* Современные же тренды не позволяют человеку просто равнодушно пройти мимо того, что вызвало его агрессию. Как минимум, он должен высказаться. А как максимум: " начать борьбу".
Далее понятно.

* Почему так? Потому что у большинства людей нет , например музыкального слуха, но это не считается причиной не слушать музыку, не любить музыку, не раздавать оценки.
Рынок музыки должен иметь 100 -процентное покрытие потребителей.
И это легко достигается именно за счет того, что 90 процентов с удовольствием послушают Веру Брежневу, в которой все-все им понятно. Тех же людей, например, Моцарт будет заметно раздражать.

** А бывает и явная установка на зачистку всего, что выросло больше, чем на шесть сантиметров.


И все меркнет в лучах этого факта.

А в принципе, не стоит питать иллюзий про общество, где путь к счастью и успеху - вставить себе в разные места перья и стать участником шоу- бизнеса, а инженер при самом удачном раскладе просто не умрет под забором.
Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments