k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

О фантастике

Cоветская фантастика вообще и бр. Стругацких в частности, это:
1. Чудовищная заидеологизированность.
2. Отвратный русский язык, на котором она была написана ( недостаток не только жанра фантастики).
3. Безмерное количество вялых диалогов, например:
https://www.gazeta.ru/comments/2018/04/06_a_11708143.shtml

- Что сделал ты в жизни хорошего?
... Ну, например, он сконструировал «жесткую тригу» — целую систему машин, позволившую добраться до богатств Второго материала. ... Он открыл Закон волны. ... Он поставил колоссальный эксперимент с летающими дарнами и победил в споре с догматиками, заведшими в тупик науку о Вещах. Но главное не это. Он просто ходит вокруг, пытаясь обмануть себя. Главное...
— Я создал тебя!
— Меня?
— Да. Тебя и весь Дом смерти ...
— Почему ты сказал, что, создав меня, ты поступил хорошо?
— Я был убежден, что делаю нужное и хорошее. Я считал, что дом поможет лингам.., — Умирать?
— ... жить.
— Не понимаю.
Ну, конечно. Бесполезно объяснять это машине. Разве она поймет, что истинная свобода — это прежде всего свобода распоряжаться своей жизнью?

И так десятки страниц.

4. Заведомая дефицитарность действия. Даже если герои рассказа летят на большой скорости в пасть марсианских чудовищ, они при этом болтают, болтают, болтают или пережевывают свои мысли об одном и том же.
5. Общая убогость. ( Недостаток, свойственный не только фантастике, а, например, эстраде или кинопродукции особенно детским фильмам. Максимума убогость достигала в жанре "советские детские фильмы с фантастическим сюжетом", например, " Приключения Электроника".

Недостатки эти росли не в "цензуре", причем уже на уровне допуска самих авторов к публикациям, а эта цензура как раз была первая и главная.
И когда " Вове Высоцкому" или Пастернаку чего-то там не разрешали, почему-то ни у кого не возникала мысль, что всем остальным не разрешили вообще появиться на сцене какого-либо театра, печататься в толстых ( и тонких) журналах и вообще жить в городе Москве.

Но главная причина специфики советской фантастики в том, что человек, все проблемы которого надуманы, не может написать книгу о реальных проблемах даже персонажа фэнтэзи.
А ваяли советскую фантастику именно такие люди.
Нет, наверняка у людей, которые допускались к положению советских фантастов бывали реальные проблемы. Например, как достать растворимый кофе или хрустальную люстру. Но явным образом они не помогали им ваять, а становились лишь толчком к долгим размышлениям героев их фэнтэзи о сложной природе отношений Добра ( которому нужна люстра) и Зла ( которое ему не дает эту люстру купить). О том, как трудно Сталкеру ходить в Зону ( за люстрами). О том, как нелегко быть Богом...
Subscribe

  • (no subject)

    Отличная книга Андрея Рубанова. " Хлорофилия". Одна из немногих книг, что понравились за десяток лет барахтания в "современной литературе". На…

  • СЫР

    Сыр против мороженого за восемь копеек В свое время Басинский заметил, что Россия для Степновой тождественна болезни. Местом всеобщего…

  • Некоторые аспекты огоньков в конце тоннеля

    "Огонек" все. Закрылся старейший российский журнал "Огонёк". (Журнал выходил ещё в 19-м веке!) В разное время в легендарном журнале работали…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments