k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Categories:

МЕРАБ О "БОРЬБЕ ЗА ТРЕЗВОСТЬ"



. Ну вот, скажем, возьмем тот же самый пример Юрия Михайловича Лотмана, но пример, который я, как грузин, испытываю тысячекратно, и честно могу сказать, что в такого рода вещах ( сейчас я скажу, о чем идет речь, но вначале скажу свое ощущение) я ощущаю, что жить не могу. Что если я буду жить так, то я как бы и не я. Что-то недостойное человеческого существования. Я имею ввиду вопрос о том, пить мне вино или не пить мне вина. Я имею ввиду, ну, такие случаи вы прекрасно знаете, что в одно прекрасное время из кинофильмов, из показываемого на экране телевизора и так далее исчезли стаканы, исчезли простейшие человеческие жесты, которыми человек поднимает стакан, чокается, подносит его ко рту и выпивает. Этого нету. И поэтому можно из пушкинского текста выбросить « и пунша пламень голубой» или « содвинем бокалы».




Дело не в том, что нам холодно, мы разуты и голодны, хотя это тоже невыносимо. Но дело в том, что мы не оборваны и голодны, а прежде всего, мы ранены в бытии. И когда выполняется этот дурной хоровод в масштабе страны, претендующей на мировое значение, в последствие этого хоровода наносятся, казалось бы, невидимые, но вполне ощутимые раны бытию, то чем это может кончиться? На что способны люди, которые могут терпеть и жить, сцепившись в дурном хороводе? В двух притопах и трех прихлопах.
Таких людей Ницше в свое время, в своей поразительной обостренной и болезненной чувствительности, чувствительности фактически христианской ( хотя он был большой христоборец), он назвал это очень хорошим словом. « Последние люди». И в описании, которое я сейчас воспроизведу, очень хорошо узнаете самих себя. Просто даже по языковым деталям. Описание, которое Ницше построил, совсем нас не имея ввиду и нас не зная. Ну, вы прекрасно знаете, конечно, про ницшеанский символ сверхчеловека.
Но он не один стоит в этой символике, там трехшаговый символ или трехчленный. Есть сверхчеловек, который не есть некое реальное состояние или какая-нибудь реальная порода людей, которая была бы выше других или которой можно было бы стать или родиться. А есть некое предельное для человека состояние, лишь устремляясь к которому человек может быть человеком. Это второй член формулы. Человек. То есть человек есть существо, которое может быть человеком, только если оно трансцендетирует себя к сверхчеловеку. Вообще, все существующее, очевидно ( я не помню, кто это сказал) все существующее должно превосходить себя, чтобы быть самим собой.
И третий член есть, последний человек. Тот есть как раз тот, который не совершает акта превосхождения себя. Последний человек описывается так: это люди, которые уже и знать не знают, что такое звезда, и презирать себя не могут. И приговаривают: « Мы счастливы! Мы счастливы!» И подмигивают.


Вы прекрасно знаете, что у философа не может быть счастья как идеала. Как цели в жизни. Не может быть такой задачи. Еще древние говорили, что ставить счастье своей задачей достойно для женщин и рабов, но это не дело и не задача мужчины. Я сейчас отвлекаюсь от физической стороны дела. Под определением мужчины Платон имел ввиду, конечно, определенную доблесть и достоинство человеческое


Мераб Конец 80-х

ПС. Обостренная чувствительность философа позволяет ему строить свою мысль, находясь скорее в позиции предчувствий, и на этапе невидимых , но ощутимых ран бытию. Хотя известная робость ума или иные обстоятельства ( философ не мистик и не визионер) не дает ему возможности обозреть надвигающийся мир, когда раны бытию приобретут размеры самого тела бытия ( и выйдут за их пределы), а вопрос " счастливости" и разговора о ней окажется чем-то вроде социальной страховки, несчастливых будут лечить принудительно. И нельзя будет даже оплакивать своих ушедших, чтобы не развеять впечатление о своем желании " продолжать жить". И слова " болезнь" и " смерть" будут вычеркнуты из книг и передач.
Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments