k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Categories:
В книге "История безумия в классическую эпоху" Мишель Фуко рассказывает о формировании механизмов изоляции больных и бедняков в Европе XVII-XVIII вв. Именно в этот период массово появляются работные дома, уверенность, что бедняк сам виноват в своей бедности, и максима "лень - мать всех пороков" (напомним, что до этого во всём христианском мире матерью всех пороков была гордыня). Бедность становится следствием лени и признаком моральной испорченности, которую нужно искоренить любой ценой.

Для морального исправления бедняков и нищих служили работные дома, в которых людей предписывалось нагружать самой тяжёлой и бессмысленной работой. Первые полтораста лет их существования работные дома не были экономически выгодны - люди там буквально занимались тем, что выкапывали, а потом закапывали ямы, таскали тяжести с места на место, и прочее в таком духе. Получение прибыли с этих заключённых и их работы - результат теоретической и идеологической борьбы целого ряда выдающихся экономистов своего времени, включая Адама Смита, которого читал Онегин.

Процесс создания работных домов и получения от них экономической прибыли интенсивнее шёл в протестантской странах, но и католикам не хотелось отставать. В католических странах возникло определённое препятствие, укорененное в общественном сознании, которое пришлось преодолеть весьма хитроумным способом
.

Понятно, что в нарождающейся системе ценностей подавать нищему - аморальный поступок. Однако в католический странах сильно было массовое убеждение, что подавая нищему, человек подаёт Богу - в Евангелии есть соответствующие слова, которые требуют творить милостыню и подавать Христа ради как самому Христу.

Искоренить это убеждение было нелегко, хоть дух времени требовал этого настоятельно. И вот в конце XVII века теологический факультет Парижского университета, созданный в XIII веке папой Иннокентием как коллективный интеллект всей церкви, издал заключение: начиная с настоящего времени, когда появились благотворительные общества и организованная филантропия, Христос перестал являться людям в облике нищего. Евангелие в этом пункте отменяется, то есть модернизируется.


Судя по повадкам и самоощущению филантропов, Христос отныне является в образе главы благотворительного фонда и сотрудников, занятых сбором пожертвований .

Какое место в этой системе духовного распределения занимают люди, фотографирующися с подаренными макаронами или книгами, доставленными на линию фронта?
Конечно это те, кому дали причаститься.
Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments