k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Category:

О проблемах литературы

Номер один та, что в жизни можно плавать в океане горя, а с точки зрения литературы об этом и сказать-то нечего.
То есть отсутствует та группа событий, образов, действия, которая создает поле повествования, силовые линии, драматические эффекты и дает возможность реципиенту во-первых, заинтересоваться происходящим, а во-вторых, посочувствовать.
В этом смысле понятно раздражение формально благополучного человека перед лицом отдаленных от него ситуаций, например, войны, когда он испытывает желание как-то перевести силовые стрелки внимания на себя, желая объяснить, что ему не лучше, а может и хуже, чем людям в окопах или людям в очереди за гуманитаркой и пр.
Но не знает, как это сделать и всегда скатывается либо на то, что его родственник воевал, либо на:" Я видел фотографии времен ВОВ, я не верю, что люди, которых мне показывают - правда воюют..." Либо....( нужное подчеркнуть)
И пр.

Вероятно, есть способы рассказать про ад обыденной " благополучной" жизни, где формально нет ни эпидемии, ни людоедов, ни воронок от стрельбы на улицах, тем не менее все мрак и все ужас.
Вопрос не в этом. Вопрос: кто и зачем станет читать книгу, где, по сути, нет никакого просвета* и всем героям нужен врач ( возлюбленный, бог, инструктор по фитнессу, миллион в чемодане) и все это, появляется, но НЕ ПОМОГАЕТ.
Или помогает минут на пять, ничего принципиально в аду не меняя.
Впрочем, попытка не пытка, и если на то пошло, предпринято уже немало попыток написать такие книги в интуитивном предположении, что до них есть охотники.
Существует даже классика этого жанра.
В конце концов, при простом вопросе, что же на самом деле случилось с Грегором Кафки, если отбросить " метафору", самый простой ответ будет:
- Да ничего особенного. Просто он так себя ЧУВСТВОВАЛ.


Литературовед же скажет, что в данном случае решающе то, что Кафке удалось передать самочувствие Грегера миллионам читателей.
Что, конечно, неэкологично, но до литературы экология пока не дотянулась и это хорошая новость.

* В наше время, когда пишут все, а электронный дневник и изложение своей истории- это способ существования, и только глупец через него начинает искать путь в " большую литературу" мысль о том, кому это нужно, кроме автора- сорок пятая.
В конце концов, многие литераторы с мировым именем шли обратным путем, считая исключительно интимными записками то, что впоследствии совершенно случайно стало достоянием миллионов.
" Я описываю свою жизнь, потому что так хочу и до этого нет никому никакого дела" - это, в сущности, ключевой мотив рассказа о личном аде обыденного.
Опубликуют?
А хочется?
А станет ли под действием желания публикации повесть лучше?

ПС. В жанре " Ад обыденного, где ничего не происходит" в свое время на меня произвели впечатление сценарии Ринаты Литвиновой.

Когда читаешь что-то такое, то становится жаль героев, которые так мучаются на ровном месте и думаешь, что если бы они были партизанами и боролись с немецкими полицаями, то в их муках, был бы какой-то высший смысл. И в таком разрезе, конечно, их правда жальче, чем героев книги о войне, потому что присутствие смысла освещает ситуацию страдания.
А тут только одно: " зачем... зачем.... зачем..."

В этом плане на войне, конечно, лучше.

"Спецприемы", вроде " общежития глухонемых" у Литвиновой применяются без нажима, не густо и с умом, в сущности, она может написать картину ада и без них. ( Тем более, что в главе изгнание из общежития работает " изгнанием из рая").
Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments