k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Category:

Проводы писателя

Я предлагаю всем запостить один из текстов Крылова- любимый, конечно. Иногда бывает нелегко выбрать И все же.
И, конечно же, лучшим памятником философу и писателю станет его собрание сочинений.

Обычно совписы жаловались на то, что их заставляли воспевать советскую власть и проклинать всё несоветское, а им хотелось "писать правду". На самом деле как раз это-то никаких особых неудобств им не доставляло. Любой профессиональный журналист/литератор вполне способен «воспеть» или «проклясть» абсолютно кого угодно и как угодно, начиная от Папы Римского и кончая Адольфом Алоизовичем. Это-то как раз не проблема для человека пишущего – вставить в текст панегирик или грязную ругань по любому адресу.

Поскольку худлит - это враньё по определению (рассказы о том, чего не было), то любой литератор может поменять свои симпатии внутри текста на заказанные. Русские писатели конца XIX века, изображавшие из себя совесть народную, не исключение, а подтверждение того же правила - просто в ту пору был спрос на "совесть" и "немогумолчать". Но вообще норма жизни для литератора - сервильность, сервильность и ещё раз сервильность. И если бы с совписов хотели бы ТОЛЬКО розовых красок для изображения советских товарищей и дёгтя для несоветских, они писали бы себе и писали, и горюшка б не знали, резвились бы на пажитях, как гр. А.Н. Толстой, только в мемуарах слегка ...бы, да и то вряд ли.

Нет, мучили их совсем даже не этим.

Во-первых, одно дело – хвалить и ругать кого скажут, и совсем другое – писать длинные тексты о людях, которые тебе омерзительны, и о среде, которая тебе противна и притом неинтересна. Последнее условие важно. Озабоченный еврей способен написать роман о скинхэдах, в том числе и восторженный - просто потому, что герои его волнуют. Но взять хотя бы тот же «производственный роман». Для советского писателя или киношника, больше всего на свете боящегося попасть на производство (а «в писатели» шли по большей части для того, чтобы с производства убежать, получить гарантированную пайку и чистую работу за столом, а не гробиться в горячем цеху), сама тема «производства» и «рабочего класса» была КРАЙНЕ неприятной. Советские начальники это прекрасно понимали, так как сами по большей части были такими же (то есть беглецами из общаги/барака/горячего цеха). И именно поэтому примучивали интеллигентишек – «нет, ты сначала напиши про горячий цех три романа, потом посмотрим насчёт членства в союзписателях» [1].

Во-вторых, сам процесс «творчества» сопровождался обязательными унижениями. Пресловутая советская цензура-редактура-проработка вовсе не имела целью на самом деле отыскивать в писаниях несчастных совписов какую-то крамолу. Это было вообще не в их компетенции: крамолой занимались спецслужбы, они же и определяли, что есть крамола, а что – линия партии. Вся эта система имела одну цель – унизить и оскорбить писателишку, повозить его рожей по говну, прежде чем тиснуть его труды. При этом чем более советским пытался быть писателишка, тем больше его рожей по говну возили и тем более абсурдные требования ему ставили, именно за то, что он, сука такая, пытался избежать этой обязательной процедуры. Тогда начинали издеваться и глумиться по беспределу. Сидит партийный смотрелкин-проверяльщик, ему показывают кино. Кино советское до дрожи, до посинения, до блевоты. Ну не к чему прицепиться, ну не к чему. Наконец, на экране надпись – «Конец». Партийный смотрелкин сдвигает брови и орёт: «Это что такое за конец? Это вы на что намекаете? На конец советской власти?!!!» Киношники в ужасе лепечут – «да что вы, что вы, да как же это так, да мы и в мыслях не имели, просто конец фильма». Урод щерится: «вы бля уроды мне тут мозги полощете, меня за дурака держите, антисоветчики грёбаные… [дальше – мат-перемат вперемешку с угрозами…] вот так и пишите – конец фильма!» С тех пор так и пишут… Но в чём смысл? А вот в том же: чтобы творчество ассоциировалось с УНИЖЕНИЕМ. За каждую страницу текста – каплю мочи в лицо. Чтобы за книжку садились с тяжёлым сознанием того, ЧЕГО будет стоить «хождение по разрешающим инстанциям».

И, в-третьих, можно ведь заставлять людей делать ЧУЖУЮ культуру. Которая им неприятна просто потому, что она чужая. Например, национально чужая. Поэтому стратегически важные направления русскоязычной советской культуры последовательно передавались инородцам, при этом русских поэтов заставляли заниматься «переводами с узбекского» или писать книжки про «советский туркменистан» (что отчасти возвращает нас к п.1).



Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…