k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Category:

Как сделать чтение модным?

Электронная книга - это не совсем тоже самое. Дело не в том, что печатную книгу приятнее держать в руках.
Нет. После четверти века экспериментов с электронным форматом стало понятно - традиционный формат, т.е. книга, разделенная на главы, длиной от 80-ти до 120-ти тысяч слов - не катит в электронике. Хоть тресни!
Пытались имитировать - и страницы, и свитки. Не выходит.
Не читает публика романы в электронном формате.
Я с компьютерами на ты, бывший программист к тому же, и говорю - нет, не то.
Электроника хороша - для статей, для эссе. И даже стихи неплохо читаются, ежели короткие.
А длинный опус с электроникой не дружит. Не знаю почему.
Я давеча произвел эксперимент в этом направлении, с плачевными результатами. Пытался читать длинную вещь - публицистику, кстати говоря. Пришлось распечатать на принтере в конце концов. И сразу оказалось, что вещь-то интересная неимоверно. Но только после распечатки.


Для сведения - у меня есть и телефон, и читалка киндл, и большой монитор. Планшета только нет, я их не люблю. Но читалка, говорят, лучше планшета в этом смысле - глаза не устают.
Не устают. Зато почему-то мозг устает. И появляется раздражение.
И вот, изволите ли видеть, «печать-по-требованию».
Я не знаю, что у них там с традиционным жестким переплетом, есть инновации, скоро мне предстоит это проверить. Но вот мягкая обложка - да, на высоте.


«Набор» нынче - это форматирование текста. Можно в Ворде. Можно в PDF. Своими силами. Элементарно.
Обложка - рисовать ее можно фотошопом. Я предпочитаю GIMP, он демократичнее. Компьютерный карандаш, доска для него - все есть.
Можно матовую сделать, можно глянцевую, по желанию.
Эти две файлы, обложка и текст, засовываются в машинку. Они раньше были больших размеров, сейчас меньше. Ну где-то с велосипед такая машинка, сверху клавиатура, мышка и монитор. Нажимаешь кнопку - и через пять-семь минут выходит готовая переплетенная книга.
Себестоимость - не знаю, какая, но думаю, что долларов пять. Или семь.
Средняя цена романного размера книги нынче в Манхеттене, в магазине - двадцать, двадцать пять долларов.


Кстати, некоторые книжные магазины имеют в хозяйстве такую машинку. Нет книжки в наличии? Не беда. Выпейте кофию вон там, за столиком, мы вам сейчас напечатаем.
Лет ... надцать назад такая машинка стоила восемьдесят тысяч зеленых. Сейчас, думаю, намного дешевле.
Но. Да. Есть огромное НО.
Двадцатый век давно кончился, и никакой автор сегодня не может рассчитывать на многотысячные тиражи - никаким способом.
В конце двадцатого века тоже не очень могли - но авторов тогда звали в университеты - читать лекции. И платили - по двадцать тысяч зеленых за лекцию. За счет университетского бюджета. Продал сорок тысяч экземпляров - получишь приглашение, а потом еще приглашение. Так и жили некоторое время.


Сегодня не зовут. Ну разве что самых «избранных», «элитных». Одобренных левыми СМИ.
Поэтому, чтобы автору зарабатывать себе на жизнь именно литературой (а не сценариями, пьесами, или писанием рекламных текстов) - нужно продавать ...
Э ... посчитайте.
Я вот посчитал. А потом пересчитал. И еще раз - время идет, инфляция, жизнь дорожает.


В России, понятное дело, доходы населения ниже раз в пять-шесть, чем в Америке и в Европе. Что затрудняет счет в моем случае. Но, кому охота - пусть пересчитает.


Для того, чтобы, к примеру, РОМАНИСТУ жить не впроголодь, и при этом не гнаться за миллионными тиражами, что в наше время и глупо, и вредно, и связано с продажей души, ему следует продавать три-четыре экземпляра в день, и каждый экземпляр должен стоить от восьмидесяти до ста долларов.


То есть как, скажете вы. Сотня зеленых за книгу? Это что же, шутка такая?
Это не шутка такая.


Вы что же, ребята, всерьез считаете, что мой труд стоит меньше, чем труд краснодеревщика? Или повара? Ваш ебаный гарнитур - сколько стоит? Ваш легкий ужин с девушкой в заведении - сколько? Вы считаете, что легкий ужин должен стоить дороже моей книги?

Ну, ежели вы так считаете - то чего ж и жаловаться, что вам читать нечего, и что литератаура в упадке, и что, вот, «Улицкую все время проталкивают и Пряхину-Яхину»?
Не надо все валить на исполнителей. Ответственность следует честно делить пополам.


Хорошо, а как это устроить? Чтобы, скажем, полторы тысячи читателей купили книгу (сто долларов за экземпляр), и чтобы автору досталась хотя бы половина? (И это в городе моем, ежели пишешь одну книгу в год - ниже дохода водителя автобуса, и меньше дохода библиотекаря. Не считание копеек - но около).


Не знаю толком, но есть, наверное, способы. Автограф, например. Чернилами. То есть, заказ на экземпляр приходит автору, тот заказывает экземпляр у заведения с машинкой, получает, подписывает, отправляет заказчику. Самым продвинутым авторам для этого потребуется секретарша, или делопроизводитель.


А что же остальные миллионы читателей?

А они будут, как всегда - брать из инета на халяву, возможно сами будут распечатывать, в ТОМ ЖЕ заведении, что и автор, и ставить на полку - не читая, КАК ВСЕГДА. И некоторые умельцы автографы будут подделывать.

Мне эти мифы о «самой читающей стране» давно поперек глотки. Я не только статистику знаю, я и с механизмами этого дела знаком. Девяносто пять процентов людей, покупающих, или скачивающих, книги - пролистывают их, в лучшем случае. А обычно - три-четыре страницы из начала, еще три из середины, и последние три.

Причем, что забавно - есть читающий класс. Во всех странах. Малочисленный. В читающем классе считается хорошим тоном обсуждать прочитанное. И это как раз и является стимулом для чтения. Подумайте.
Если тебе не с кем обсудить книгу - ты не будешь ее читать. Ибо всякой радостью следует делиться, иначе она не радость никакая.
Не читаешь - значит не принятно чтение книг в классе, представителем которого ты являешься. Делиться не с кем. И не надо мне демонстрировать диплом университета, это понты. Я ведь могу и спросить - как звали ту или иную героиню, и что она ответила такому-то герою. В какой-нибудь книге, весьма известной, кстати говоря. А ты будешь раскидывать пальцы и говорить, что не обязан помнить детали, и обоим нам будет стыдно и досадно



ПС. По фактической стороне дела: да, тут вопросов нет. Все так и обстоит и понятно, что создание достойной книги - тяжелый труд. Этот труд должен быть оплачен и пр.
Когда доходит до " как нам обустроить книжное дело и устроить писателям красивую жизнь", то авторские рецепты уже вызывают много вопросов. " Сделать чтение модным среди состоятельных людей, чтобы каждому было стыдно, что он не помнит поименно всех героев романа Яхиной".
Тут бегает один человечек и пять лет пускает пузыри в сторону какого-то своего врага, пузыри выдуваются из того факта, что его оппонент не помнит по именам всех героев " Братьев Карамазовых", ужас- ужас.
Мы одной ногой уже стоим в мире, где о существовании " Братьев Карамазовых" подозревает, может быть, три десятых процента грамотных людей ( говорящих по- русски, что стоит уточнить), и это определенно не те люди, которые могли раньше или могут теперь каждый день или раз в год покупать одну книгу за сто долларов. При этом остальные не пожалеют тысячу знаков на мониторе, чтобы объяснить, до какой степени им не нужно ничего знать об этой книге.

Да, бросив много сил на прокачку " престижности чтения" и убеждение платежеспособных граждан, что читать " надо", можно добиться, что покупать книги будут. Добились же этого от советских мещан, которые покупали полное собрание сочинений " Анжелики" чтобы поставить в "стенку" ( стенка это мебель такая была у советских людей).
Но , увы, делалось это не для того, чтобы заучивать роман супругов Голон наизусть.
Тот либо крест либо трусы, либо покупать за сто долларов, либо читать и запоминать.
Метод, конечно, существует.
Например, сделать глубокое знание "Анжелики" ( Или "Идиота") условием получения следующего воинского звания в армии или полиции.
Пока лейтенант не будет знать точно, в какой главе " Анжелики" героиня отдалась герою и какая при этом музыка играла, капитана ему не видать.
И, конечно же, из интернета текст скачивать нельзя, пускай кандидат на очередное звание предъявит книгу и чек из магазина, что именно покупал, а не скачивал.
Тогда, может, все и получится.

Кирпич же в сторону экс- советских людей, что они уже давно не " самая читающая страна в мире", ну, положим, назовите самую читающую, чтобы знать, за что бороться и на кого равняться, и огласите весь список, кого там теперь читают ( если речь о беллетристике).
Проблема в том, что читать вовсе не обязательно условно русских авторов, та же "Анжелика" не Сидоровым писалась.
И если русская публика начнет с руками отрывать гениального писателя- американца, да почему бы и нет.
Увы, французские современные авторы сейчас не более отрадны, да и английские, да и американские да и... Хотя в их рекламу на всех уровнях вкладывается много- много ресурсов, и именно такими вложениями добиваются внимания публики к " Повелителю мух" или " Парфюмеру" или" Коду да Винчи".
А в ряде случаев добились даже веры, что Роулинг лучше Толстого, о как.
Но кто из верующих в это русских людей покупал книгу Роулинг за сто долларов?
Вопрос риторический.
При этом сам по себе факт рекламных вложений в условного Апдайка или Прилепина уже означает, что писатель- не гусар- одиночка, а работает на корпорацию, соответственно, доходы от продаж тоже достанутся корпорации, и лишь некая из часть попадет к автору.
Хотя истории о том, что Роулинг миллионерша ( пойдите проверьте), сглатываются без колебаний и вполне замещают необходимость читать " Гарри Поттера", потому что и так хорошо.
"Ведь могут же У НИХ все сделать красиво", расслабленно думает реципиент.
И богато.

ПС. В небольшой, но такой до боли знакомой дискуссии, внезапно родилось попутное соображение, не совсем по теме поста, но связанной с ней.
Subscribe

  • Любовь и на ручки

    Даже если мужчина вчера дембельнулся и ничем видимым не обременен – он уже несет бетонную плиту своей собственной жизни, и больше ему на себя не…

  • (no subject)

    Гипотетическая ценность времени как ресурса в пространстве буржуазного мышления совершенно просто представлена формулой " время - деньги". Конкретно…

  • О структуре травмы

    Советская травма колбасой, очередями и туалетной бумагой школьной формой, которая в день Х вообще привела даму к смене гражданства ( на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Любовь и на ручки

    Даже если мужчина вчера дембельнулся и ничем видимым не обременен – он уже несет бетонную плиту своей собственной жизни, и больше ему на себя не…

  • (no subject)

    Гипотетическая ценность времени как ресурса в пространстве буржуазного мышления совершенно просто представлена формулой " время - деньги". Конкретно…

  • О структуре травмы

    Советская травма колбасой, очередями и туалетной бумагой школьной формой, которая в день Х вообще привела даму к смене гражданства ( на…