Эмоция 3Д.
Моэм в свое время утверждал, что когда у героя все хорошо, то повесть невозможна.
Он просто не подозревал о невероятно сложном мире психотравм людей чрезвычайно пресыщенных.
Дениза давно уже решила, что мужчины могут с целью самовыражения проявлять агрессию по отношению к Марианне. В детстве Марианна сопротивлялась, а теперь просто отстраняется, как будто её это вовсе не касается — по большому счёту так оно и есть. Дениза видит в этом проявление холодности и бездушия своей дочери. Она считает, что Марианне не хватает «теплоты», под которой она понимает способность вымаливать любовь у тех, кто тебя ненавидит.
На деле Марианн не отгороженная; у неё банально нет сил вовлекаться. Не невозмутимая; лишь не в силах возмущаться. Как бы её ни клевали в школе, какие тучи ни сгущались бы на личном фронте, дома ситуация ещё хуже и гаже, и притом неразрешимее. Достаточно наблюдать, с каким изумлением она переживает боль из-за нападения на вечеринке: ну надо же, мне вправду больно!Кто бы мог подумать! Умная девушка первой теряет залог счастья: ощущение, что настоящая жизнь именно здесь, в этом месте, а не где-то далеко. Потому что если это вот и есть настоящая жизнь, то провались ойкумена пропадом. Так что психическое состояние Марианн — своего рода камертон текста
Пролетая над гнездом Денизы и Марианны...
Впрочем, я еще в отрочестве установил, что учебник психиатрии с реальными историями пациентов- увлекательное чтение. Думаю, с тех пор открыть это успели и менеджеры большой литературы и сделали из этого нужные выводы.
Однако пациент пациенту рознь и напрашивается бессмертное
" Что ж для разврата таких некрасивых собрали?"
Да и болезни у литературных персонажей скучные, без огонька.
Для порядка рецензент поискал в романе "Нормальные люди" секс. ( В современном романе может не быть сюжета, героев, диалогов, страниц, автора. Но секс там быть обязан). Вышло:
Почему-то вспоминается, какой ажиотаж был в конце восьмидесятых вокруг фильма «Маленькая Вера», и один ведущий в завершение темпераментной дискуссии сказал:
— А ведь это не о сексе и не о молодёжи...
Секс в «Нормальных людях» занимает значительное место, но более антиэротических описаний эроса нельзя и вообразить
Когда секс описывается антиэротично, я бы всего лишь подумал о том, что подсознание автора не картошка, не выкинешь... С нетерпением ждем дня, когда коллективному Марселю Прусту какой нибудь обком разрешит больше никогда этим не заниматься и об этом не писать.
Трудно вообразить себе, с каким облегчением выдохнут авторы.