k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Categories:

Об уязвимости

Блогер Джон Шемякин на примере повести " Белый Бим- черное ухо" пытается рассказать, чем правильное отношение к жизни отличается от неправильного.


Иван Иванович этот. Он фронтовик. Он ранен. Почтение к его подвигам и жизни. Просто хозяин он плохой. И всё.

Когда его увозят в больницу, он говорит соседке, которой поручает Бима: "Выпускайте утром. Он сам приходит скоро". Т.е. Иван Иванович такие номера с собакой уже проделывал. И разрешает такие же фокусы проделывать какой-то соседке. Дело не в самовыгуле собаки. Дело в отношении хозяина к существу, которое от него зависит. В том, что соседке разрешается относится к собаке херово.

А дальше лавина херовости нарастает. Запустил её Иван Иванович. А не мировое зло. Мировое зло любит таких Иванов Ивановичей. Оно ими питается.

При таком подходе к дружбе и заботе, мальчики, трагедия становится практически неизбежной. Сожрёт соседка собачку, удавят ли собачку живодёры, помрёт ли пёс от не пойми чего - это вопрос только времени. А над вопросом можно развесить мокрые простыни осуждения всего человечества, понятное дело.

Зло не в подворотне живёт, а в известной стеснительности, когда всерьёз думаешь "украсть ли мне буханку или пусть товарищ помирает?"

Из произведения Троепольского я вывел один урок. Поволокут меня на смертельную операцию, я условную соседку за кадык возьму правой рукой, левой рукой денег ей за пазуху, сколько спросит, а соседка спросит обязательно, на то они и живут, условные соседки эти.

"Вернусь - проверю, хорошая моя! Бог не спросит - я взыщу! Слова "собачка" и "жизнь" для тебя значит одно и тоже теперь, золотая ты моя раскрасавица!"
Как там дальше будет неизвестно. Но я хоть попробую


История полезна тем, что в ней изложен взгляд на жизнь очень многих людей, которые в связи с этим полагают себя более доброкачественными ( и в моральном смысле тоже), чем условные Иван Ивановичи.
Пункт первый. Вера в непреодолимую силу денег. " Дай соседу денег чтобы он присмотрел за собакой, он так и сделает".
Пункт второй. Вера в управляемость деньгами этих условных " соседей".
Пункт третий. Вера в то, что если соседи незакомы или даже вовсе не существуют, то обязательно появятся, когда у Ответственного человека есть нужда и есть деньги.
Пункт четвертый. Внезапно выскакивает какой-то там " бог", которого в обыденной жизни условных Шемякиных не очень много, а как надо- он тут как тут ( как и соседи. Видимо его тоже можно привлечь деньгами).
Пункт пятый. " Возьму за кадык". Чтобы наверняка, материализовавшегося соседа хорошо не только материально заинтересовать, но еще и подавить, запугать и пр.

В чем уязвимость этой позиции? Главный образом в том, что предложенные инструменты решения проблем являются магическими, несмотря на из кажущуюся приземленность, в связи с присутствием в рассуждении понятия " деньги".
Во-первых, у человека либо есть "соседи" ( друзья или иного типа люди, готовые ему оказывать помощь в критические моменты) либо их нет. Если их нет- внезапно они не возникнут и за деньги тоже.
В том случае, когда они есть, либо в них есть опция " помогать", либо она отсутствует. Если она отсутствует, ее нельзя установить деньгами. Да, можно нанять каких-то спецсотрудников, но это ни при каким раскладе не " соседи".
Может ли запугивание и моральное давление превратить посторонних людей в добрых волонтеров, которые будут подтирать зад твоей любимой собаке? Едва ли.
И апелляция к временному богу в этом деле, конечно, бесполезна.

Позиция Шемякина имеет исторические аналоги. Это взгляд на жизнь "малинового пиджака", то есть человека в мире, где все люди еще добрые и помнят про коммунальные квартиры, но уже очень бедные.
Кроме того, они запуганные и уязвимые. "На раене" живет " авторитет". Один-единственный человек, которого они знают с детства, но который волей случая оказался состоятельным альфачом.
Поэтому когда альфача увозят в больницу, есть кому присмотреть его кобеля. На самом деле не ради жалкой подачки и не потому что альфач убьет, если вернувшись с лечения ( он очень уверен, что вернется), обнаружит что у кобеля плохой аппетит. А по простой инерции доброты всему вопреки.

Ну и, вся история вообще не про любовь к своей собаке ( или теще), и не про ответственное к ней отношение. А про желание брать за кадык.
Которое чаще всего оказывается мечтой и стержнем чьей-то духовно богатой натуры, в других же историях проясняет необходимость полиции, не более.
В общем, не стоит это принимать близко к сердцу и строить жизнь на вере в несуществующих соседей и в то, что за пять рублей они будут решать ваши проблемы, подпираясь страхом за свою жизнь и иконой, которая у вас валяется в шкачике, специально для таких случаев.

Магическое же мышление как таковое- это беда. И тут ничего не скажешь , кроме " учиться, учиться, еще раз учиться".
Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…