k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Category:

Дар

Если говорить о разнице менталитетов между западными и советскими (постсоветскоми) художниками, то разница прежде всего в том, что первые мыслят в категориях карьеры ( репутация, известность в своём поколении, уровень цен, публикации и прочее), а вторые в категориях бессмертия - местом в истории искусства, причём в некоей абстрактной "большой" истории искусства, которую часто представляют себе как комнату, заполненную гениями, которые все сидят за большим столом и радостно встречают нового классика:
"Здравствуй Вася! Где же ты там долго был? Мы все тебя уже заждались".



И всякий современник, у которого сложилось с продажами, для наших чудак на букву " м".
В этом радостно, что перестали уже пользоваться словом "бездарь". Раньше, например, оно использовалось нашими гениями при аттестации не только Глазунова, но и Сальвадора Дали.
Все потому, что приноровляясь к беспощадному рынку, наши как-то решили, что дар тут вообще не причем, а роль играет, например, "национальность".

Поэтому неофит, решивший достигать в живописи или литературе, не задает себе вопрос, казалось бы, первый:
- А я вообще, если вот сегодня рисовать( писать) не умею, есть ли у меня шанс ( дар) когда-нибудь научиться?
Нет, неофит размышляет от том, как " заявить о себе", с какими нужными людьми задружиться и с какого места начинать ниспровергать прославленных чудаков на букву " м".


Например, претензии к одному их самых известных и востребованных современных русских художников:

Главная претензия критиков: популярность волнует художника больше, чем искусство. Со стороны изначальная стратегия наращивания узнаваемости художника выглядела так: написать портрет публичной личности, подарить его и желательно под прицелом камер, чтобы фото попало в медиа.

Мой внутренний маркетолог не может не отметить, что стратегия эта была довольно действенной. Сегодня в Инстаграме многие начинающие авторы выкладывают портреты знаменитостей, надеясь получить внимание подписчиков. Сафронов использовал эту стратегию еще до появления соцсетей.


Тут проблема в том, что критик работает не за себя, а за парторга и психоаналитика. Как психоаналитик, он уверен, что знает на все сто приоритеты Софронова. А как парторг корит за них, мол, так нельзя. Нельзя, нельзя, чтобы популярность волновала больше Искусства.
Я бы сказал, не важно, насколько художник любит Искусство. Потому что если Искусство не любит художника, в одностороннем порядке не справиться. Есть сколько угодно бездарей, поклоняющихся искусству, которые не только не прыгнут выше головы, но не нарисуют сеятеля лучше, чем это сделал Остап Бендер. (При этом люди вообще не думают, что это является препятствием на пути к Успеху, Славе, Большим Деньгам.)

С портретом, приведенным для примера, не так многое. Например, то, как написаны руки изображенного на нем человека.
Но судя по всему, это последнее, что волнует критика.

Внезапно Софронова сравнивают с Джефом Кунсом, который, дескать, делает кич, ( и подобно Софронову получает за него бешеные деньги).
Тут психоаналитик нужен реально, но не художнику, а автору статьи. Ибо существует огромный пласт современной американской, например, живописи, которая нисколько не кич, а куда ближе к социалистическому реализму, при это вполне востребована и совершенно респектабельна, например:

Говард Беренс
e0da3e4189b81811fdd1dfa9f8d899fb

Или Стив Хандерсон

Randy_Sprout_15
Рэнди Росток

Steven_Hileman_19
Стивен Хилеман

Другие.

Тем самым возникают сомнения в первоначальном противопоставлении "западных художников, мыслящих категориями карьеры, и местных, мыслящих категориями бессмертия".

Разница в стиле мышления на сегодняшний день неощутима. Просто в местном мышлении преобладает эффект Зейгарник, эффект незаконченного действия, которое, причем, в некоторой степени не начиналось и не продолжалось.
Многие мыслят категориями карьеры, не написав даже "Сеятеля", но уверенные, что это и не нужно.
И на Кунса показывают.
Subscribe

  • (no subject)

    Все, что я тебе скажу, все будет из бумаги. ( П. Мамонов) Вообще же на заявку литературного критика по типу : " мне в книгах этого автора не…

  • (no subject)

    Отличная книга Андрея Рубанова. " Хлорофилия". Одна из немногих книг, что понравились за десяток лет барахтания в "современной литературе". На…

  • СЫР

    Сыр против мороженого за восемь копеек В свое время Басинский заметил, что Россия для Степновой тождественна болезни. Местом всеобщего…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments