k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Categories:

Как перестают быть русскими

Андрей Витальевич Василевский, редактор журнала " Новый мир" зачитывается Леонидом Андреевым:
9 ч. ·

"3 июня [1918]. (...) Дождь сечет в стекла. Где-то капает, протекла крыша. Все уже спят, и я один сижу и слушаю — такая моя доля. Но хорошо, что белая ночь. (...)
Кстати: почти все русские дачи кругом разграблены, скорей разгромлены. Вещей почти не берут, кажется, ищут еды, многое зря и хулигански портят. У меня в купалке сломали замок, но ничего не тронули. И каждый день заходят голодные белогвардейцы, просят, и им приходится отказывать. Едва ли они верят, что ничего нет. Вчера мать отдала голодному старому финну свои щи.
Мне жаль Россию, но не жаль русских. Я думал: почему нельзя отказаться от своего народа, как нельзя менять «веру отцов»?
Он несчастен, побит, унижен, и я не могу от него отказаться. Это глупо — и непреодолимо. И хотя я душою отошел от него, и чужд он мне, и презренен, и ненавистны мне до гадливости его болячки и смрадные язвы, — я должен до конца дней своих лежать вместе с ним на гноище. Должен ли?
«Оставь отца твоего и мать твою и иди за Мною». Отчего же нельзя оставить и эту мать, что зовется родиной, раз стала она шлюхой и тварью продажной? «Ежели ты в бараньем сословии родился, в ем ты и живи» — говорит Щедрин в сказке. А ежели я не желаю оставаться в бараньем сословии, хоть и родился в нем? Нет, обязан.
Будь я воистину свободен и смел духом, будь я способен к истинному подвигу и решительному разрыву с принятой и освещенной ложью, я отрекся бы от русского народа. Поднял бы крест и пошел в пустыню, без родины, без своего народа, без пристанища. Горе мое, что только русским языком я владею, и нельзя мне безвестно затеряться, утонуть в океане человечества. (...)"
Леонид Андреев (1871 — 1919)
"Прожито": https://prozhito.org/



Видимо, выделенный вопрос о возможности отказа от своего народа чрезвычайно близок товарищу Василевскому.
Я развею его сомнения . Есть вопросы, которые сами по себе являются ответом, и места сомнениям не остается в ту минуту, когда вопрос сформулирован.
Как говорят менеджеры: главное- правильно поставить проблему.
Если проблема в том, что субъект- часть сообщества, то момент формулировки проблемы- это уже первый шаг к ее решению. Дальше веселее.
Но что-то мне подсказывает, что вопрос этот возник у Василевского не сегодня и он проделал большой путь к точке, где русскими перестают быть окончательно.

В большой компании единомышленников, многие из которых, непонятно по какой причине являются " лицами русской литературы".

В том же журнале еще толика мыслей Леонида Андреева о родине и о себе:

"3 июня [1918]. (...) Тяжелый дух в доме. Непогода и дурное питание, на котором сосредоточены все мысли, поднимают с души все некультурные слои тины и ила, где живут пучеглазые лягушки. Никто не понимает общего и все стремятся к частному, и получается жестокое хамство. Следят за каждым куском, отправляемым в рот, подозревают, сплетничают, шипят, грубят и демонстративно едят за общим столом яйцо, купленное «на собственные деньги». (...)
Теперь я сижу за завтраком и обедом, чтобы своим присутствием сдерживать кухонные разговоры, — при мне стесняются. И еще моя задача: пытаюсь их веселить и давать им темы для болтовни. Но противно это. (...)
И когда я смотрю на них, я понимаю все: и поражение наше, и большевиков, и гибель России. Ведь это у меня, в моей семье, в самой, так сказать, солонке — а что же у рядовых? (...


Был ли Леонид Андреев очень умным человеком? Едва ли. Скорее, он был рядовым человек, не лишенным таланта в одной- единственной сфере- современной ему русской литературе ( сейчас мало кто отважится читать книги Андреева).
Рядовой же человек всегда склонен делать глобальные выводы из наблюдений, подчерпнутых в своем тесном кружке.
Семья Андреева " сломалась" еще до каких-то глобальных бед. " Непогода и дурное питание" сами по себе притянули те несколько мыслей, на которых и в принципе были способны эти довольно тривиальные, надо думать, граждане, вовсе не герои и не стоики, поскольку никто их в эту сторону не тренировал, но быстро растерявшие даже и приличия, о которых, надо полагать, там много думалось и для которых многое делалось в более сытые времена.

Аналогии с новейшими временами возникают непроизвольно.
Кроме барских бед бывают и барские на них ответы, а барином человек делает то, что всегда все есть, беда же- когда один атом этого всего вдруг исчезает.
Ответы же обычно какие-то все высокомалохудожественные. Что странно, если верить в выученную мысль, что барство есть основа КУЛЬТУРЫ в любом смысле этого слова.

После отделения Финляндии от России Андреев оказался в эмиграции

«Все мои несчастья сводятся к одному: нет дома. Был прежде маленький дом, дача в Финляндии, и большой дом: Россия с ее могучей опорой, силами и простором. Был и самый просторный дом — искусство-творчество, куда уходила душа. И все пропало. Вместо маленького дома — холодная, промерзлая, оборванная дача с выбитыми стеклами, а кругом — чужая и враждебная Финляндия. Нет России

Эта запись Андреева цитируется часто как образец авторитетного высказывания о революции и ее последствиях.
Проблема распространена ровно настолько, насколько у субъекта есть знак равенства между его собственной дачей и РОССИЕЙ. Отсюда возникает " Пропала дача=пропала Россия".
Не люди, а дачники.
Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…