k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Category:

Бешеные псы литературной критики

Дмитрий Филиппов

Кажется, созрел для этого поста.
Есть такая дисциплина на филфаке: история русского литературного языка. ИРЛЯ. Тебя не учат писать грамотно (предполагается, что ты уже не пальцем деланный), тебя учат понимать язык, поощряют твою интуицию, смеются над школьными правилами, и, в конечном итоге, ты превращаешься из щенка, брошенного в воду на умирание, - в зрелого и злого пса. Если сумеешь выплыть.



После чего (поняв язык, развив интуицию, смеясь над школьными правилами , став псом) ты пишешь примерно такое:

Роман написан очень бедным, блеклым языком, причем бедным не нарочито, а скорее по безалаберности. Вот пример из самого начала книги: «Я еще раз глубоко вдохнул и снова выдохнул. Я решил, что надо прийти в себя и разобраться. Я приехал сюда из Калуги. Где бы я сейчас ни был, сюда я точно приехал из Калуги, я выехал оттуда днем. Куда? Куда я ехал? Что это за человек?»

Что тут сказать? Я тоже так могу. Как сейчас помню: изложение, третий класс, первая четверть… Вся штука в том, что прием коротких и рубленых фраз не так прост, как кажется с первого взгляда. Так можно писать, если ты Хемингуэй, и у тебя не то что каждое слово на своем месте – запятую не вырвать. И только в этом случае фраза становится монолитной и напитывается энергией. А если у тебя две Калуги и семь местоимений «я» на пару строк текста, то у меня плохие новости: ты пока еще не Хемингуэй. Посему надо быть внимательней к тексту, пробовать каждое слово на вкус, переставлять местами, подбирать синонимы, пока не найдешь единственно верную связку. А если Александр Пелевин считает, что бойцы РККА в декабре 1941-го говорили друг-другу «не ссы, братух», то налицо непонимание языка эпохи. Бойцы-то, может, так и говорили, кто же сейчас проверит, но в восприятии читателя эта фраза прямиком из подворотни 90-х.

http://www.natsbest.ru/award/2021/review/kaznit-nelzja-pomilovat/?fbclid=IwAR0FSMzWpa7xKMfDLyG57kPlEmRCZEjQ1v7tG4WEXQziFt7LQ3MhNY1tAXk
" Казнить нельзя помиловать". Д. Филиппов.

Да нет, все хорошо. Просто пес будкой ошибся. Вот надо было ему пойти в школу , вести там уроки русского языка и литературы и объяснять недорослям, что в их сочинениях не так.
Пес такой безобидный, домашний, воспитанный, прям в школе самое то. Мамы будут в восторге ( в хорошем смысле). Школьная администрация на одного из трех мужчин-преподавателей начнет молиться.

А вот подлинный бешеный пес прогавкал бы, что на всех графоманов Хемингуэев не напасешься. А интуиция в области языка, равно как и безразличие к правилам вообще засчитываются на том этапе, когда, как минимум, автор книги понимает, зачем он вообще пишет эту книгу. Причина, что у него в школе по математике было "3" и он ни к какому делу не способен, поэтому решил быть писателем- не считается.
Да, по идее и бешеный пес -литературный критик должен этот момент иметь ввиду.
Плох ли язык этой книги? Конечно. Я не читал, я и так знаю. Хорошим языком люди сейчас вообще разучились говорить и писать. С чего бы Пелевину-2 быть исключением?
Но поскольку превращение человека в собаку, которое нам тут анонсировали, в литинституте происходит на полшишки, то критик не разрывает " Покров- 17" на мелкие клочья, а начинает обслюнявливать страницы в поисках " хорошего русского языка", которого там нет и быть не может.*

Как и всего остального , типа " литературы", кроме желания автора в очередной раз поведать миру, что он писатель, потому что каждый год выпускает по роману, издаться, заставить своей продукцией полки в магазине, выдвинуться на премию, сделать двести записей в твиттере и триста селфи и съездить в Геленджик.
Ничего личного. Живет он так.



Удачное фото автора. Как 2500 остальных. Пелевин-2 на редкость фотогеничен.


ПС. А вот и нет. Язык оказался сравнительно неплох. На фоне всего остального, что сегодня пишется и издается, во всяком случае.
И относительно замысла романа, который, в свою очередь ничем не лучше и не хуже всякой " реконструкции", то есть игры в войнушку, до которой столь охочи молодые люди в своей мирной питерской, московской, тульской, орловской и всякой русской жизни благполучнейшего ( пока) ХХ1 века .

Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments