Как будто покупать- это основной инстинкт, встроенный в физиологию.
Вообще бабы как-то гораздо проще, без рефлексии, влились в мир Потребления. Может, потому что вообще такими и были.
Им порой вообще на надо никакой владычицей морской, а надо поселиться в магазине и каждую секунду что-то покупать, покупать, покупать.
Закрадывается даже мысль, что именно эта демонстрация непрерывных покупок превращает Ларису в гуру в глазах менее удачливых подруг.
Дивная история как два человека поехали к финнам за барахлом, заканчивается дозой псевдофилософского говорения и выводом:
ты стал более свободен, и силен.
потому что важней всего те обретения духа, что остаются с тобой навсегда.
а не количество сбывшихся планов.
Как в рассказе Сорокина, когда член так и не вырос, но все стали очень счастливы.
Но даже лучше, поскольку Сорокин не решается выкрутить сюжет из истории взлетов и падений потребителя.
У немецкой писательницы Доррис Дерри есть маленький рассказик "Kaufrausch"("Шопоголизм"), который, насколько я знаю, на русский не переводился и поэтому у нас неизвестен. В нем повествуется о домохозяйке и матери семейства, нашедшей утешение в шопинге за неимением других утешений. Расстройство у нее развивается по классической схеме: дома имеется семья, на которую она жизнь положила и которая ее не ставит в грош. Из этого дома она сперва сбегает туда, где море огней, в смысле в универмаг, где ведет себя поначалу благоразумно, т.е. покупает разную дешевую дрянь, полезную в хозяйстве. Потому что ее идентичность немецкой домохозяйки не дает ей разгуляться. Но со временем идентичность дает трещину и она мигрирует в приличные магазины, начинает присматриваться к предметам роскоши и наконец позволяет себе какое-то безумство типа брелока для ключей. После чего случается фазовый переход, лягушачья шкурка сброшена, и бедная тетка пускается во все тяжкие, скупая разнообразную Шанель и таская ее в свою норку, арендованную специально для этой цели. Норка ломится от барахла, которое она не носит, а только навещает, буквально как живое существо - приходит туда, чтобы просто побыть со своими вещичками.
В этой душераздирающей зарисовке мы наблюдаем в художественной форме все то, что обычно пишут на эту тему дешевые онлайн-журналы: компульсивный шопинг - прибежище тех, кого недолюбила мама (можно подумать, кого-то она долюбила), а также форма эскейпизма для замученных фрустрацией. То есть предпосылки здесь те же, что и у любой другой аддикции, да и сценарий, в общем, тоже, не говоря уже о симптоматике.
По-научному шопоголизм называется омиомания и впервые был описан в конце 19-го века немецким психиатром Эмилем Крепелином. В наше время он уже признан психическим расстройством и входит в список МКБ
Шопинг попал в психические расстройства лишь по той причине, по какой там числился когда-то гомосексуализм. В Х1Х веке протестантская мораль испытывала мистический ужас перед мотовством, превознося на все лады экономию и накопление денежек в ущерб приобретениям.
Думаю, скоро шопинг выведут из психбольницы и поставят на правильное в ХХ1 веке место, то есть на Пьедестал.