k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Category:
Все, что пока нельзя автоматизировать, оптимизируется. Словом, делается все, чтобы человеку было комфортно в этом ускорившемся времени и чтобы он мог позволить себе не терять ни секунды.

Или — не мог позволить себе терять ни секунды.

Дьявольская, как говорится, разница.

От современника априори ожидается некое фиксируемое проявление активности. Действую — значит, существую.

Но как быть с такой специфической областью, как сфера культуры, и такой трудноуловимой деятельностью, как интеллектуальная?*

Уже давно (почти неприлично давно, по нынешним меркам) безжалостный диагност длящейся эпохи Жан-Франсуа Лиотар писал: «Во вселенной, где успех заключается в том, чтобы выиграть время, у мышления есть один изъян, но неисправимый: оно предполагает потерю времени».1


В этом предложении легко смикшированы вещи не синонимичные. " Культурой" можно просто пользоваться, причем в любом темпе, который вообще подвластен хомо спиенс.
Про мышление -да, его нельзя ускорить, впрочем социальный запрос делает дифференциацию между субъектами " думающими быстро" и " думающими медленно", но здесь надо посмотреть, что вкладывается в само это понятие в данном контексте.

Кроме мышления есть еще немало вещей, которые нельзя ускорить, да по сути мало кто и хотел бы ( впрочем, все зависит от точки зрения). Например, нельзя спать один час вместо семи- восьми. То есть возникает зазор между цивилизацией и природой, по поводу которого и является вопрос:
- Вы все делаете быстро, хотите выиграть время. А ЗАЧЕМ? Что вы будете потом делать с выигранным временем?


Служенье муз — будь то Эвтерпа, Клио или Урания — суеты не терпит. Классику вторит тезка из другого века: «…художническая медлительность, например, Леонардо*, не есть медлительность идиота или сомнамбулы. Это неторопливость другого порядка <…> Текст летейской воды излучает невидимую, но легко осязаемую энергию. Теоретики медленного письма обозначили эту энергию термином архаическим и заумным, как шахматная игра, из лексики коей он и заимствован: качество». 2


Ну как посмотреть. Автор наверняка не в курсе, как работает фабрика кино, а теперь и литературы, живописи, фотографии. Это в полном смысле производство, на котором готовые детали сводятся в продукт с заданными свойствами, причем, конечно же, засчитывается производительность труда в единицу времени, в связи с чем добротное голливудское кино уже в прошлом веке снималось за месяц -два, а советский камерный фильм могли и год. " Трудно быть богом" вообще растянули на 15 лет съемок.

В общем, пиетет перед Культурой в этой истории явно притянут за уши, но можно вытерпеть ради пары своевременных и нужных цитат.
И что-то мне подсказывает, что при представившейся возможности "медлительный Леонардо" с удовольствием передвигался бы не на лошадях или пешком, а поездом и самолетом, а будь в его время цифровая фототехника, совершенно бы ее не отвергал, а использовал преусерднейшим образом.



Гундуз Агаев " Тайная вечеря".
Subscribe

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…

  • (no subject)

    Их появление в романе об истории советского воздухоплавания не объяснить ничем, кроме авторской прихоти: «сделать производственному роману…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments