k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Category:

Страшные книги

Бутов затеял опрос френдов о том, какое произведение русской литературы им кажется самым страшным. Комментаторы все больше называют книги Платонова и Гоголя, кто-то вспомнил о Сологубе, кто про " Господ Головлевых". Назвали Шаламова и " Палату №6"
На мой взгляд, мимо друзей Бутова прошла современная русская литература, нет, не та, которую выпиливают " на премию" и "на эксмо" в последние 20 лет, а то, что писалось несколько раньше.
Например, сценарии Ринаты Литвиновой.

На самом деле все писатели и режиссеры, вступавшие во второй половине ХХ века на формально бескровный путь " историй частной жизни" ( Маша любит Петю, а Петя никого не любит), где не перебежишь поперек " линию партии" и не требуется специальных знаний, например, о самолетостроении, то есть ляпов теоретически не будет, совершенно случайно заглянули в бездну.
Личная степень талантливости предопределяла глубину погружения. Литвинова заглянула достаточно глубоко.
Это бездна не того рода, о которой говорил, допустим, Крылов и сродственныве ему авторитеты, использовавшие иллюстративный материал для доказательства своих идей ( по типу:"советские мужчины в рабстве у женщин, а в магазинах шаром покати"*.)

Свойство бездны состоит в том, что " бороться и искать" в какой-то момент становится невозможно, поскольку бороться не за что и не с кем.
Человек, который нашел легенду о том, за что ему бороться - в своем роде Нобель ( применительно к масштабу своей жизни).
В этом смысле люди, видевшие цель в колбасе, покупке шкафа или эмиграции, обретшие врагов в виде Сталина, Брежнева или собственной тещи могли считаться везунчиками, поскольку у их жизни была цель.

На самом же деле проблема была не в том, что прекрасных людей заставили есть Норму, а в том, что однажды настал момент, когда прекрасные люди давно сами стали Нормой.

Поэтому книги и фильмы о частной жизни были двух типов: "борьба хорошего с лучшим в одной квартире." ( Часто предполагалось, что это кино о любви)
Либо же: " Я бы съел ананас, а впрочем, зачем? Ведь нет не только ананасов, но и аппетита, да и сам я банан". ( Не менее часто предполагалось то же самое)

Самый интересный факт о культовом фильме " Ирония судьбы" состоит в том, что герою нужна не жена, а отдельная квартира. Конечно, если бы она каким-то чудом у его возникла, он не престал бы быть бананом, но зато внезапно обнаружилось, что он принципиальный противник брака
Но поскольку Рязанов не Литвинова, он честно отрабатывает " лирическую комедию о любви", с таким видом, как будто герои к ней способны.

Потом настали "лихие 90-е", камерные темы были благополучно забыты, про бездну сделали вид, что ее нет, и усилия писателей и режиссеров были направлены на истории о том, что хорошим людям опять приходится есть Норму, просто в другой упаковке.
Во что все верят по сей день

* Это примерно, как если бы какой-то местный Андерсен писал книгу про Русалочку, главная проблема которой: отсутствие колбасы и очереди за ней, а вот у русалочек-то в Сухуми все есть...
Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments