k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Categories:

ЭВОЛЮЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

 

В литературоведении был день, жаль, что его не отмечают, когда открыли, что роман должен содержать в себе эволюцию личности. Ближайший пример – Наташа Ростова, которая претерпевает метаморфозу от нимфетки к клуше и «Тридцатая любовь Марины» В. Сорокина, напоминать содержание не стану.

Имеется ли в жизни эволюция личности и является ли эта эволюция чем-то более существенным, чем очередной «реальностью», требующей очередного «отображения» в  парадигме «реализма»?

Ближайший пример. На днях встретил знакомую. Встреч с ней по мере сил избегаю, как и всего, что требует ненужных, неоправданных, никогда не компенсируемых энергетических затрат. Меня предупредили, что «Лена сейчас придет». Но стало неудобно,  потому что формально Лена ничего плохого мне не сделала. ( Сотни часов бездарно потерянного в ее обществе времени ни в счет).

С Леной я знаком  несколько десятков лет. Учились вместе в универе.  В универе она, в основном, вязала шарфики, потому что проникнуться лекциями или «гаудеамус игитур» ей было не под силу. Друзьями мы не были, сталкивались в общаге. Распределились в один город. Теперь об эволюции личности. Первую ступень Лены я обозначил. Затем с точки зрения социальной она перебывала женой и матерью, женой второго мужа, молодым специалистом, опытным специалистом, лицом свободной профессии. С точки же зрения личности все это отразилось на ней таким образом. Ни один наблюдатель не смог бы установить отличия Лениной личности в состоянии счастливой супругу и любящей матери от Лены на стадии засидевшейся невесты. Все было на месте – шарфики, безобразные туалеты и вялые реплики. Ни один Тургенев не смог бы зафиксировать прихода к Лене того счастья любви, от которого зажигаются на щеках розы и появляется блеск в глазах и воркование на устах. Хотя муж ее  был молод, привлекателен, брав и женился на ней не насильно. Через год он оставил Лену. Тут мы заметили какое-то колебание личности. Будет более точно сказать, что Лена слегка охуела. То ли она не подозревала о существовании развода, то ли никогда не соотносила его со своей персоной. . На стадии охуения она пребывала две недели, ибо состояние брошенной жены и возможные изменения личности, которые от этого могли бы приключиться Лену совершенно не прельщали и она легла под первого встречного. Ей почти повезло .Первый встречный предложил руку и сердце и Лена вернулась в пределы своего обычного состояния. При всей своей тошнотворности второй муж дал ей все, что для этого требовалось  Он даже стал играть на том же музыкальном инструменте, который насиловал первый супруг.. Так что она не сдвинулась с позиции  номер один – женщина, которую ничего в жизни не интресует, кроме очередной безобразной вязаной шапочки и «Оззи» ( Мужья, а вслед за ними и Лена игрались в культуртрегеров. Сами понимаете, к кому относилось это ласковое прозвище). Перестройка, закрытие завода, где Лена вязала шарфики, на ее личности не отразилось ни колыханием. Равно как и безработица, кравчучки, развал страны. Но большим ударом стало то обстоятельство, что первый муж превратился в бизнесмена. Он, правда, принялся метать в Лену и своего сына купюрами, но у Лены родилась идея, что зря она развелась ( хотя она не разводилась, это с ней развелись). У ее личности начала крепнуть мысль, что в жизни она достойна гораздо большего. Эта ментальная эрекция разрешилась встречей с представителями Посольства Божьего. В первозданно пустую, несмотря на пять лет учебы в лучшем университете страны, голову Лены начали вливать всем известные сведения. Тут настала вторая стадия развития личности. Лена принялась искать людей, для которых она станет Гуру ( это слегка вознаградило бы ее за успехи первого мужа. Не чрезмерно, но хотя бы ). Все описываемые события по совокупности заняли  четверть века. Общался я с Леной примерно раз в три года, часов по десять ( пять плюс пять, прогулка и поход в гости). Когда Лена превратилась в гуру, сами понимаете… А у нее желание пообщаться, поговорить о карме тогда стало просто непреклонным.

Я предчувствовал, что желание смыться наступит у меня с первых слов Лены. Не угадал. Благодать, разлитая в природе, позволила мне вынести ее пятнадцать минут. Но, справедливости ради скажу, что она не заикалась о карме. Одета Лена была хуже всех в городе. Красить волосы не нужно, конечно, тем женщинам, которые уже самим своим существованием оказывают миру услугу. Лена объявила, что намерена купить сумку и попросила сопровождать ее на базар. Перещупала сорок экземпляров, сказала, что здесь нет сумки ее мечты. Точно, там не было клеенчатого чувала в клетку, который лучше всего вписался бы в Ленин гештальт. За время нашего общения ( полчаса) Лена несколько раз повторила выражения «я этого не люблю», «Я никогда этого не делаю», «мне совершенно этого не хочется» и т.д. Как словно перед нею был кто-то, кого и впрямь интересовало, чтО Лена любит, делает и желает в этой вот жизни. Может, она разговаривала с Богом и сообщала ему о своих изысканных привычках, а я просто оказался в роли случайного свидетеля?

Напомню, темой сегодняшнего разговора является «эволюция личности» и ее роль а литературном произведении. Эволюция личности играет колоссальную роль в романе воспитания. Когда читатель должен убедиться собственными глазами, как поступки  и выборы героя влияют не только на окружающую действительность, но и меняют его самого. Верующие люди сказали бы «его душу», но души в романе не видно. Ее заменяет внешность и «личность». Жадный Гобсек становится все более алчным, Нана все более развратной, а Ромео все более любящим. В конце все они умирают. Личность вроде бы исчезает, пройдя весь цикл развития.  Но внутренне религиозный читатель, хотя бы он и был сознательным атеистом, чует – это еще не конец. Самое главное не исчезло на странице, где оглавление и выходные данные книги. Оно пошло дальше – туда, куда ведет  совокупность поступков или их отсутствия. Все это страшно поучительно, Но при одном условии: если у читателей сохранилась  вера. И  душа,  которая зеркально отражается в литературных персонажах, причем отражаемым является не «действительность», а сам ЧИТАТЕЛЬ. Ироничное отношение Владимира Сорокина к роману воспитания, побудившее его создать пародию, обусловлено некоторыми  моментами его собственной внутренней жизни из чего не следует  невозможность и ненужность повести или романа об эволюции личности. Однако вся эта совокупность имеет под собою не просто религиозное сознание, определены требования и к религии. Не известно, возможен ли роман воспитания в обществе читателей, принадлежащих к нехристианским конфессиям. Как бы там ни было, значительно большим спросом сегодня пользуются произведения, сюжет которых строится вокруг эволюции тела, либо всевозможных его перемещений, психоделических, географических ( в пространстве от мегаполиса до иных галактик), социальных. Максимум же популярности имеют романы, исследующие перемещения неодушевленных предметов, например, флэшек с ценной информацией, картин старых мастеров или просто больших и толстых пачек банкнот. Как правило, эти чудесные предметы перемещаются к главному герою ближе к концу романа или повести.

Сегодняшнему читателю глубоко неинтересно следить за эволюцией личности главного героя литературного  произведения, с которым он по законам литературы идентифицируется. Лемма сводится к тому, что личность и главного героя и читателя не нуждаются в эволюции, поскольку они совершенны. Главного героя, конечно, можно подвергать на страницах романа жестоким испытаниям, из которых он выходит совершенно неизмененным как внешне так и внутренне. Не бьется, не ломается, а только кувыркается. Но коль скоро личность современного человека «совершенна», чему же тогда посвящены многочасовые консультации с психологами? В пятидесяти процентах случаев у клиента убирают сомнения в собственном совершенстве. « Вы этого достойны, вам нужно в себя верить, вы не должны терпеть вокруг себя ничего и никого, что вас недостойно». Еще пятьдесят процентов консультаций посвящены улаживанию сложных отношений между равно совершенными людьми : детьми и родителями, семейными парами, членами одного коллектива. Богов учат разговаривать друг с другом. Выносить совершенство друг друга
Как интерпретировать эту медитацию на собственном совершенстве, зеркально отражаемую современной востребованной прозой? Отчасти это заимствование  из аидской мифологемы, которая завоевывает все глобальное культурологическое пространство. Ключевое понятие здесь – ТЫ ЛУЧШИЙ, с опорой на него воспитывают детей, так что к возрасту шести-семи лет этот блок становится базовым и сообщает чувство собственной правоты и, следовательно, ненужности личной эволюции пожизненно.( Необходимость эволюции приписывается только внешнему миру, , как правило, в двух направлениях. Во-первых, этот мир должен дать субъекту максимальное количество материальных благ. А во-вторых , он должен прийти к субъекту в ученики и исполняльщики его советов и распоряжений). Как такого рода идеологемма может уживаться в христианском сознании, где превалируют смыслоблоки греха и покаяния ( через взаимодействие которых и происходит, собственно, эволюция личности, так или иначе отражаемая литературным произведением)? Синтез здесь, конечно, невозможен. Фактически же субъект сохраняет представление о грехе и необходимости покаяния, но всегда прилагает его к ДРУГОМУ ( который в литературном произведении  исполняется второстепенным  персонажем). Полностью атрофируется рефлексия и самоирония. И если в стопроцентном аидском сознании это не несет за собой обеднение личности, так как сознание собственного совершенства есть компенсация  за бесконечный холокост, реальный, грядущий или подразумеваемый, то мысль о собственном совершенстве превращает в идиота того, кому холокост не угрожает даже теоретически. Чтобы как-то уравновесить привнесенное представление о СЕБЕ-ЛУЧШЕМ, осознающий начинает продуцировать фобии и превращается в малыша, опасающегося спать в темной комнате, где ему видятся  химеры, цыганы, милиционеры… Потребная в этом случае литература – это, конечно, детские сказки, заговаривающие фобии «лучшего», который ежеминутно готов обосраться в ожидании цыган или милиционеров.

Было бы не безинтересно поговорить о качестве логики в романе воспитания. Можно было бы поставить вопрос по-иному: насколько высоко положение самого романа воспитания на шкале мировой литературы. Несмотря на то, что к категории романа воспитания относятся как посредственные, так и великие, признанные литературные произведения, конечно, этот вид литературы невозможно считать максимально совершенным. Совершенное произведение искусства не предполагает никакой дидактики, а меняет личность в первую очередь читателя, независимо от того, что происходит с героями. Обеспечивается это возможностью чистого переживания, которое исторгает из читателя совершенное литературное произведение. И конечно же, инструмент идентификации с главным героем – далеко не единственный и, скорее всего, не главный. Автор романа воспитания фактически никогда не достигает своей цели – сделать людей более совершенными, нравственными, совестливыми и т.д. Дидактический эффект эта разновидность литературы утратила еще в средневековье, когда еще кого-то чему- то могли научить или предостеречь ужасные и прекрасные истории о наказанных грешниках и вознагражденных праведниках. Точку в этом направлении поставил Маркиз де Сад, со специальной целью создав «Жюстину» - историю праведной девушки, никак не награжденной за свою моральность, и ее греховной сестры, купающейся в роскоши Однако надо ли думать, что с романом воспитания покончено? Ни в коем случае. Соблазн изменить людей, греховный по своей сути, будет одолевать писателей столько же, сколько будет существовать литература, что бы сами авторы не толковали начет того, что написание романов – это «только» бизнес.

Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…