k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

Category:

ЖРЕЦЫ ДУХА.


Стоит ли правительству российскому, украинскому или австралийскому, содержать писателей и художников на том основании, что они являются хранителями высокой духовности нации?
Вопрос этот непраздный, потому что не раз публично высказывались мысли ( самими писателями) что это именно так и должно быть. Дескать, если государство забило на писателей, которых в средней руки городке под тысячу только состоит в официальном союзе, если не дотирует издание их кинг, то народ находится в большой опасности, ввиду того, что некому заткнуть щель, откуда вытекает высокая духовность этого народа.
Откуда есть взялась эта глупая нелепая мысль, что бюджет должен тянуть легион графоманов, самоназначенный на роль жрецов Духа? Зададимся простым вопросом: неужели Пушкин или Тургенев вынашивали идеи, что государь император с барского плеча кинет им денег на издание миллионнными тиражами - в каждую избу по книге- "Евгения Онегина" или "Отцов и детей"? Нет, не только не вынашивали, им и в голову это не приходило,несмотря на всю их суетность. Все свои надежды на обогащение они связывали либо с выгодной женитьбой, либо с другими проверенными их временем и их кругом источниками.
Я скажу больше : ни Пушкин, ни Достоевский, ни Толстой не ставили вопрос о том, что в них содержится духовность огромного русского народа. Свою роль в истории они оценивали иначе, хотя и не страдали заниженной самоценкой.
И если бы Пушкина спросили, что будет с духовностью народа, когда он отойдет в лучший мир, Пушкин, по всей видимости ответил бы какой-нибудь нескромной эпиграммой, в том духе, что вонь и избах и салонах нисколь не уменьшится ( напомню, что слово "духовность" происходит от слова "дух" то есть запах).
Однако жизнь не стояла на месте. На смену ужасам царизма пришел Великий Октябрь с вместе с ним, это понятно и советская лиература. Она, как и все в Стране Советов была подвергнута тщательному учету и контролю. Частные издательства, ориентирующиеся на прибыль и читательский спрос, были ликвидировны. Появились государственные издательства и государственные писатели- такие же совслужащие,как врачи, учители и бухгалтеры.
Советская власть избавила всех своих граждан от мучительной головной боли о востребованности своей профессии и своей продукции. Отныне у члена Союза Писателей на болела голова о том, приобретет ли кто-нибудь то, что написал. Продукция покупалась у него государством на корню , а сбыт ее, тоже,конечно,брало на себя государство.Кто покупал эти невероятные тиражи Ивановых- Петровых- Сидоровых, сейчас уже невозможно вообразить. Но книги сбывались. Во-первых, в бесчисленные советские библтотеки. Во-вторых, продавались "в нагрузку" с немногими востребованными авторами, как правило, иностранными.
Жизнь советского писателя, хотя и по-своему хлопотная, была весьма благополучна. Государство щедро оплачивало его скорбный труд. И порой сам Сидоров, слепивший какую-нибудь нечитабельную бяку, в ночной тиши спрашивал себя: за что ему все это? Почему он живет в большой квартире в центре города и ездит совершенно бесплатно отдыхать в хороший Дом Отдыха писателей, в то время как его брат, оставшийся в колхозе, горбатится за трудодни и не видит света белого, хотя дает стране картошку, куда более полезную и усвояемую, чем роман "Караван уходит в небо".
Наконец, советский писатель нашел ответ. Нет, он не сказал себе:
- Потому что я верчу колеса Системы. Потому что я произвожу идеологически выверенную макулатуру и умею дружить с нужными людьми.
Ответ был иной:
-Я-хранитель духовности народа.
Этот чудесный ответ полностью объяснял наличие вкусного пайка, и ряда других земных благ. Хранить духовность - ответственая работа. И тяжелый труд, который диктует особые условия для исполнителя. А то он перестанет ее хранить и духовность стухнет или убежит.
Этот ответ был то того кстати, что писатели Советской Страны занесли его на скрижали, как благородную истину о том, что призвание женщины - кормить мужа. И скрижаль эту принялись передавать по наследству. Так что когда Советский Союз накрылся медным тазом и идеологически выверенные усилия членов Союза Писателей никому стали не нужны, скрижаль они все-таки сохранили. На всякий случай.Теперь бьют ею по головам во всех дискуссиях. Например:
- Вы пишете неинтересно и не на актуальные темы,
-Ну и что. Зато мы храним духовность народа.
- Вас никто не покупает.
-Правильно. Духовность за свои деньги никто покупать не будет. Государство должно взять на себя распространение наших книг.
Логика отдает сумасшедшим домом, где на любой аргумент пациент отвечает, что все это неважно, ибо марсине уже живут среди нас.
Кроме того, появились новые коаны. Как то: "Обычный человек по своей сути бездуховен и интересуется только насилием и порнографией. И потому государство должно позаботиться о том, чтобы он все-таки кушал духовность, как ребенок- лекарство, которое вылечит его от опасных болезней".
"Жреческий жезл духовности выдают только в Союзах писателей, где он хранится у старейшин. Человек, не получивший его из рук Председателя, совершенно не может претендовать на звание хранителя духовности".
"Рынок есть зло. Применять рыночные правила к русским писателям- величайшая ересь. Напротив, чем духовнее писатель, тем меньше шансов, что его книгу кто-то приобретет добровольно".
Что я обо всем этом думаю? Если бы мне тридцать лет назад сказали, что я буду зарабатыать на жизнь рассказами, я бы смеялся. Союз Советских писателей был трижды лавочкой, для вступления в которую нужно было кричать петухом и говорить :"Мысть- мысть, учкарное сопление". За перо я взялся, уповая на то, что мои тексты принесут прибыль издателям, а издатели поделяться со мной. Первое получилось, второе - нет. Месячный оборот газеты "ЕЩЕ" составляет приблизительно миллион рублей. Печатается там пять автров, еще пять рассказов воруется из Интеенета. Я получаю за рассказ тридцать долларов. Свое мение об издателе я озвучивать не буду, Чтобы не нарваться на доброжелательный совет откыть свой журнал. Хорошо, что я писатель, а не космонавт. Интересно, посоветовали бы мне завести свой космодром, если бы я, будучи космонавтом, счел свою зарплату несправедливой? В конце концов рынок - это не обязательно рынок рабов.
С другой стороны, создана дочерняя структура, и не одна, былого СП. Силовые линии ее располагаются в комиссиях по вручению литературных премий и идут через крупные издательства, живущие, в том числе и на гранты. Осюда имеется некое кратное число руссских и украинских макулатурщиков, которые живут так же, или намного лучше, чем жили советские хранители духа серпа и духа молота.
Обеспечивается это сочетанием идейной выверенности произедений, правильными прихватами и того везения, которое позволяет человеку делать карьеру чиновника уже со школьной скамьи, быстро меняя должности от инструктора по работе с молодежью до советника президента.Хрянят ли эти чудные люди чью-либо духовность? Трудный вопрос. В интервью этот вопрос задается редко. Но если все же возникнет, ответ будет положительным. И в ведомости на зарплату они тоже за весь народ расписываются.
Subscribe

  • В честь праздника

    В честь 8 марта радио дает пакет передач про милых дам, с уклоном " женщина и мать". Интервью с неким раввином православным священником.…

  • Я тоскую по родине

    По радио давали интервью с Игорем Масленниковым, о том, что он намерен снять четвертую серию фильма " Зимняя вишня", которой ждут не дождутся…

  • Девочка с приданым

    Тут мы обращаем свой, извините, взор на тех девочек, чьи родители подошли к вопросу ответственно и выдали им квартиру на дорожку, обезопасив их тем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments