k_k_kloun (k_k_kloun) wrote,
k_k_kloun
k_k_kloun

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОБ ОДНОМ РАССКАЗЕ.

Я стараюсь избавлять себя от лишней информации об авторе, когда собираюсь его читать. Это - прямая противоположность современной постановке вопроса, когда еще до того, как вы откроете книгу, вам тыщу раз расскажут о Нем. Покажут ео фото на байке и его клип в интернете. Его интервью по телику и его интервью в журнале "Шо". И сам он приедет в твой город с презентацией своей книги и поучаствует в акции " Старые голые пистолеты".
Так вот, избегаю я всего этого. И вхожу в книгу как чистая доска, чтобы просто читать.
Открываю рассказ. Уже первые абзацы внушают хорошие мысли - я пришел практически домой. В хорошую, доброкачественную прозу русских авторов семидесятья.
Совку зря навешивают ужасы, творимые с российской словесностью.Ужасов было предостточно, но к 60-м 70-м годам появились авторы. которые догадались, как надо псать и о чем. Впрочем, вполне вероятно, что это произошло не благодаря неустанной заботе партии и правительства, а вопреки ей . Простой, хороший язык. Без всяких ужимок и приседаний нам рассказывают простую житейскую историю. О том, как в стране началась перестройка и одна семья собирается эмигрировать. Потом в ткань повествования проникает фантастика. Герой, собравшийся перед эмиграцией навестить малую родину, внезапно оказывается в прошлом. Он- в своем родном городе, но время вернулось вспять и он, взрослый. рискует встретиться с самим собой. десятилетним.
В фантастике этот ход известен. Он не раз использовался и в прозе и в кино. Тут надо сказать, что у меня есть определенная точка зрения на этот прием. А именно- он должен быть использован на всю возможную мощь, заложенную в нем. Ну. например, как использовал его Брэдбери в рассказе, где путешественник во времени раздавил в прошлом бабочку и что из этого вышло.
По сложившейся в русской литературе традиции имеющаяся возможность толкуется исключительно как эмоциональная. Другими словами герои не столько что-то меняют во внешнем мире, сколько в самих себе. Уход в прошлое они используеют, чтобы увидеть в мире чувств то, чего не замечали прежде. Так, в фильме "Зеркало для героя", главный герой не столько работает на возможность изменить политику или людей или экономику, сколько погружается в мир своей семьи, где он же вот- вот должен родиться. И как правило, при таком повороте в русском рассказе герой всегда. ВСЕГДА концентрируется на эротической стороне эмоционального мира. В прошлом он всегда влюбляется или ищет потерянную любовь.
Так же использует прием и автор рассказа, о котором я говорю.
Теперь пора вернуться в дискурс доброкачественой прозы 70- х, в русле которой выработан этот рассказ, независимо от того. когда фактически он был написан..
Тогда авторам удалось найти зону, где они были практически неприкасаемы для руководства партией и правительством. Это была зона исследований частной жизни человека. Советского? Ну да. Других в распоряжении не было. Но это не так уж важно. В области иследования чувств и отношений семьи и близкого круга реализоались многие лучшие авторы этого времени. Сразу приходит на ум Трифонов. Но, конечно, это и Маканин, и Битов, и Искандер, и Айтматов. В их произведениях история и политика проводится легким, еле заметным пунктиром. Акцент же ставится на отношениях. Поэтому доброкачественность этой прозы литературоведы определяли тем, что она была ЧЕЛОВЕЧНА, делала объектом своего интереса присутствие человеческого в человеках.
За что я люблю эту прозу? За уют. Я уже сказал,что мне нравится сам язык через который не требуется пробираться, как через чащобу. За естественность выстроения интриги ( она ничтожна, но в человеческих отношениях микроскопично все, и по-другому не бывает). На взгляд постороннего все наши любит- не любит - плюнуть и растереть.
В этой прозе отсутствует интерес к подлиным, большим бедам человека. Они даются таким же пунктиром. Революция для героев Трифонова- это предмет научной работы героя, не более.
И подлинных бед в таких книгах нет. И пока ты ее читаешь, ты можешь забыть о том, что на дворе 2011 год, что ты -безработный , что ты можешь оказаться на улице. если не заплатишь за свет... И многое другое, о чем здесь говрить совершенно не хочется, потому что мы тогда уже перейдем в зону иной прозы.- той, где на дворе беспробудно, беспроворотно стоит 2011 год, и все любови детства ушли туда же, куда и книги - к букинисту. И не потому, что ты хотел уехать в Америку налегке, а потому что тогда просто нечего было жрать.
Например, в 2011 году вся повесть Трифонова "Обмен", ставшая настоящей бомбой в 70-х, может быть пересказана одним абзацем. В Москве есть две квартиры. В одной живет старуха, в другой- ее сын с невесткой. Старухе плохо. И невестка затевает обменять две квартиры на одну. Сейчас вы поумаете, что он хочет выбросить маму на улцу... О нет. Просто боится, что если бабка помрет, то по советским правилам "пропадет" ее квартира. Вот и все. У Трифонова это занимает около ста страниц. На этих страницах герой пережевывает свою жизнь и приходит к пониманию, что его жена - жестокая и меркантильная женщина ( избитый до ужаса ход и в жизни и в советской прозе. В нашей стране уже сто лет выживаюб и дают потомство только жестокие и ухватистые. Тургеневские обречны. Но до определенного момента этот математический факт почему-то не видится главными героями всех произведений. посвященных отношениям советского и российского человека).
Высокий гуманизм советской прозы. исследовавший меркантилизм жестоких невесток никак не передался прозе десятых этого века. И никто не заметил, что гастребайтеры в г. Москва живут в вагончиках и делают черную работу.Ни одному из героев ни одного современного романа не пришло в голову,что нужно бы совершенно безвомездно прописать в одной из своих десяти квартир двадцать узбеков и через определенный момент просто передать ее в дар узбекскому семейному детскому дому.
То ли зря старались, шлифуя нравственность людскую Трифонов с Маканиным. То ли эти усилия не подразумевали под собой, чо объектом нравственности может стать не только родная мама , но и люди узбекской национальности.
Subscribe

  • (no subject)

  • (no subject)

    С Днем Футбола! Стадион в Питере. А космос-то, братцы, никуда не делся. Он просто в футбол перешел.

  • (no subject)

    История о том, как Александра 111 посмертно наградили магендавидом, и немедленно лишили награды, даже лучше, чем стена плача в центре Москвы.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments