Естественным образом встает вопрос о цензуре. И следующий за ним: является ли цензура возможном элементом демократического общества? Является. Поскольку по факту цензура сопровождает деятельность СМИ на Украине с момента возникновения самих украинских СМИ. Обличия ее многообразны.
Первый уровень цензуры обеспечивается по факту того, что газета, канал или медиа- холдинг является частной собственностью персоны или группы лиц. Чаще всего речь все-таки идет об одном владельце. Владелец СМИ всегда задает тип освещения событий. Все остальные разновидности освещения в программы или на газетные полосы не попадут в принципе.
Социальный статус владельца СМИ всегда одинаков. Это крупный или средний собственник. Легко ожидать, что задаваемая линия освещения не будет рассогласовываться с интересами крупного капитала или капитализма в целом. Разумеется, будут наблюдаться местами популистские вбросы, но на « основы основ» СМИ все-таки посягать не станет. Тем самым прорисовывается еще один уровень цензуры.
Таким образом, речь идет о том, что не то чтобы какие-то статьи, а целые пласты освещения событий, материки тем отбраковываются от газетных полос и телепрограмм уже в зародыше. Они обречены на то, чтобы в лучшем случае остаться на личных страничках авторов в Фейсбуке, Живом Журнале и пр.
Ситуацию эту можно описывать дальше, уровень за уровнем. Обозначить те триггеры, которыми редакторы сигнализируют неискушенным авторам, чтобы пояснить невозможность публикации того или иного материала. Начиная от печально известного « Народ не поймет».
По итогу в журналистской профессии остаются только люди, которым ничего каждый раз заново пояснять не нужно. Вышколенные до такой степени, что « вредные мысли» им даже в голову не приходят. Эти люди искренне убеждены в том, что существует «свобода слова». Под «свободой слова» понимается, как правило, свобода полить грязью тех персон и те явления, уничтожение которых в информационном пространстве проплачено спонсором или постоянными партнерами СМИ. И, соответственно, свобода размещать оды власть имущим, по случаю ли выборов или просто за твердый нал. Цена газетной полосы или рекламного времени не является тайной. Таким образом, наполнение эфирного времени или газетных полос любым желающим - это вопрос кредитоспособности заказчика. Легко догадаться, что никто в мире не заплатит редакции или каналу тысячу ( десять, двадцать тысяч) долларов, чтобы опубликовать или огласить в эфире таблицу умножения. Содержание проплаченных полос и наполнение купленного эфирного времени вполне предсказуемо.
Плюс «Журналистика без границ«, что в переводе означает внедрение через СМИ либеральных и карго-ценностей. Плюс развлекательные ( то есть отупляющие) передачи и «странички».
Не факт, что оставшиеся и закрепившиеся в профессии люди очень умны ( ввиду того, что приход в голову только одобренных спонсором мыслей - не признак большого ума). Не факт даже, что они воспитаны настолько, чтобы не писать и не снимать каких-то вещей, которые приличный человек должен обходить молчанием просто потому, что он не компетентен в этой теме, и, стало быть, ничего умного по ней сказать не может ( Пример тому - передачи или статьи на тему медицины, экономики, технологий и пр.).
Совокупность таких персон вместе с результатами их деятельности в течение двух десятков лет и по сей день считались « Независимыми Неподкупными украинскими СМИ».
Оставлять это в таком виде, в каком оно сейчас существует, нельзя. Это стало понятно, когда местных журналистов просто перестали подпускать на пушечный выстрел к освещению всех значимых событий в Луганской области, произошедших в последние месяцы.
ЛИХА БЕДА НАЧАЛО
Есть подозрение, что приостановкой деятельности ИРТА процесс прореживания местных СМИ не ограничится. Например, потому, что не вставая, можно назвать пару-тройку Луганских газет, на которые хоть сегодня можно подавать иски в суд за шовинизм, русофобию и еще ряд очень неприятных «-измов». Но при соответствующем силовом раскладе эти издания проще закрыть, чем валандаться с ними по судам.
СОЗИДАНИЕ
Тем не менее, полноценный процесс расчистки не может быть самодостаточен. Он всегда предполагает последующее созидание. В предположении, что кредит доверия, выданный электоратом ЛНР, будет продолжать оправдываться, республике не обойтись без своих собственных газет и телеканалов. Остается лишь пожелать, чтобы они появились на свет не наделенные теми родовыми травмами, которыми была отягощена вся сознательная жизни Украинских « независимых» СМИ.