А повседневная трудность заключалась в том, что они слишком много знали. Страшно подумать о том, что какой-нибудь тогдашний писатель или школьный учитель даже владел пятью- шестью языками СВОБОДНО.
Весь конфликт фильма строится на том, что интеллигенты подходят к Александрову и буцают его за то, что он снимает "глупость, пошлость". Причем не ( только)на почве зависти к его успеху, а с искренним чувством.
Человеку, свободно читающему по-гречески , практически невозможно было производить советскую культуру, не потому что он мог ляпнуть что-то идеологически неверное ( этому быстро можно насобачиться), а потому что избыток образования просто обременял.
Слава богу, сейчас с этим покончено. Ни один русский писатель, журналист или преподаватель университета сегодня не владеет в совершенстве даже тремя языками, не может часами декламировать Пушкина или играть на музыкальном инструменте( кроме трех аккордов на гитаре).
Тем не менее, все просто изнывают от "пошлости и бездуховности, грязи и совковости" окружающего мира, притом, что концентрация всех "духовных веществ" в окружающем мире отличается от внутренней далеко не на порядки. В лучшем случае- на пару делений.